Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Екатеринбург ищет центр. Глава департамента потребительского рынка – о том, что мешает городу развиваться

Екатеринбург ищет центр. Глава департамента потребительского рынка – о том, что мешает городу развиваться
Фото: Антон Буценко, Анна Коваленко, 66.RU
Администрация Екатеринбурга предлагает закрепить в нормативных документах термины «центр города» и «гостевые маршруты». Зачем это нужно, в преддверии инфраструктурного форума «Центр решений РБК» в колонке для 66.RU объяснил директор городского департамента потребительского рынка и услуг Максим Чаплыгин.

У Екатеринбурга официально нет центра. В отличие от других городов-миллионников, у нас это понятие не закреплено ни в одном документе. И слово «центр» используется скорее как маркетинговый термин, в который каждый вкладывает свой смысл. Это создает проблемы и для горадминистрации, и для разных секторов бизнеса.

В связи с этим РБК Екатеринбург организует очно-заочную дискуссию — инфраструктурный форум. Весь июнь редакции РБК и 66.RU публикуют интервью, колонки и аналитику, где эксперты рассматривают центр города с разных точек зрения. А 26 июня состоится панельная дискуссия, в ходе которой журналисты вместе с представителями городской власти и предпринимателями определят, где должны проходить административные границы центра. Выводы мы оформим в меморандум и направим мэру Алексею Орлову.

— В марте администрация города проводила очередной совет неравнодушных, обсуждавший нестационарную торговлю. Его участникам я предложил ввести понятие центра города. Если мы решим эту задачу и зафиксируем результаты в нормативно-правовом акте, в центральном районе можно будет установить отдельное регулирование, связанное с охраной объектов культурного наследия, размещением нестационарной торговли, парковок, рекламных конструкций, движением общественного транспорта и средств индивидуальной мобильности.

Опыт такого рода уже есть в Челябинске, Перми, Новосибирске, Омске, Владивостоке. К нему стоит присмотреться. Когда появится конкретика, мы непременно проведем общественные обсуждения — выясним, что думают по этому поводу граждане. Центр должен сосредоточить важнейшие для города функции, стать точкой притяжения и носителем эстетических ориентиров.

Как найти центр

Центром города традиционно считают пространство вокруг главной площади и главного административного здания. В Екатеринбурге это район, ограниченный улицами Московская — Челюскинцев — Восточная — Большакова, с историческими и общественными кварталами, офисами, торговлей и развлечениями. К этому списку я бы добавил еще гостевые маршруты. Приезжие, которые добираются из аэропорта Кольцово, могут судить о городе по внешнему виду улиц Белинского и Розы Люксембург. По сути, центр города — все, что ассоциируется в сознании людей с образом мегаполиса.

Речь идет не только о функциональном делении — центр, периферия, промышленные зоны, транспортные узлы и так далее, но еще о восприятии людьми окружающего пространства и их эмоциональном комфорте. Центр удобен тем, кто ведет активную социальную жизнь — посещает кафе, клубы, встречи, образовательные мероприятия. Но это не значит, что мы не должны учитывать интересы людей из спальных районов — они тоже бывают в центре и не должны испытывать неудобств. Наконец, нам важно, как выглядит Екатеринбург на расстоянии — для туристов и тех, кто хотел бы здесь жить.

Мы исходим из того, что город — не просто искусственная среда, а, в первую очередь, социальная система. Взаимодействия людей определяют, как это пространство будет развиваться. В постиндустриальном обществе экономика мегаполиса успешна, если он делает ставку на высокие технологии. Одна из задач Екатеринбурга как инновационной площадки, опирающейся на традиционные отрасли — металлургию, машиностроение, — привлекать в город креативных людей, которые могут рассчитывать здесь на профессиональный и личностный рост. При высокой мобильности такие люди сами выбирают, где им лучше жить и работать. Тут речь идет не только о миграции специалистов из областных городов, традиционно тяготеющих к областному центру, а еще о том, насколько высоко город котируется на российском рынке труда. Имиджевая составляющая тут очень важна — многое зависит от того, какое впечатление производит город на людей со стороны.

От чего придется отказаться

И жителям города, и приезжим кажется странным, что в эпоху искусственного интеллекта на центральных улицах можно видеть бесконечную череду ларьков, торгующих непонятно чем. В Нижнем Новгороде, Казани и Тюмени, которая не претендует на звание третьей столицы, но с большим вниманием относится к городской инфраструктуре, из центра давно вынесли все ларьки и киоски. Остались разве что точки для обслуживания туристов, предлагающие сувениры, выпечку, напитки, горячий кофе. Причем многие из них сезонные — работают только в теплое время года.

Такую практику мы считаем заслуживающей внимания. Формула «спрос рождает предложение» в данном случае не работает. Наверное, вы заметили, что в киосках «Роспечати» почти не осталось свежей прессы, потому что большинство горожан читают новости в мессенджерах. Сами газетные киоски превратились в заведения, торгующие ширпотребом, едой и напитками. Если городская администрация не будет регулировать эту сферу, пешеходная улица Вайнера, как в девяностые, станет большой ярмаркой.

Казалось бы, с тех пор прошло много лет, но уличная торговля остается непрозрачной сферой. Городская казна почти не получает от киосков дохода — многие предприниматели извещают налоговую службу, что ничего не заработали. Тем временем на их площадках торгуют субарендаторы, причем доходы позволяют им платить по высоким ставкам. Мы анализировали — в киоске площадью 48 кв. метров, торгующем шаурмой напротив Шарташского рынка, арендатор платит 2770 рублей за квадратный метр. В соседнем здании на первом этаже — ставка 2100 рублей. Получается, что павильоны перехватывают покупателей у стационарной торговли, которая не нарушает правил и исправно отчисляет налоги. Единственный выход — убрать киоски из центра города, поднять арендные ставки и запретить субаренду. Тогда ситуация наконец изменится к лучшему.

Заметьте, речь не о том, чтобы полностью запретить киоски.

В других районах города они останутся, может быть, в меньшем количестве. Время от времени мы получаем сигналы от жителей дальних территорий — поселка Медного или Большого Конного полуострова. Они говорят: нам до ближайшей торговой точки идти два километра, организуйте хоть какую-нибудь доставку продуктов. Но сетевому ретейлу строить там супермаркеты невыгодно, а нестационарные объекты могли бы решить проблему. Беда в том, что все хотят работать в центре, а стратегия города связана именно с развитием стационарной торговли.

Возможно, со временем мы найдем решение, которое устроит всех участников рынка.

  • У Екатеринбурга официально нет центра. В отличие от других городов-миллионников, у нас это понятие не закреплено ни в одном документе. И слово «центр» используется скорее как маркетинговый термин, в который каждый вкладывает свой смысл. Это создает проблемы и для горадминистрации, и для разных секторов бизнеса.
  • В связи с этим РБК Екатеринбург организует очно-заочную дискуссию — инфраструктурный форум. В течение июня редакции РБК и 66.RU будут публиковать интервью, колонки и аналитику, где эксперты рассмотрят центр города с разных точек зрения. А 26 июня состоится панельная дискуссия, в ходе которой журналисты вместе с представителями городской власти и предпринимателями определят, где должны проходить административные границы центра. Выводы мы оформим в меморандум и направим мэру Алексею Орлову.