Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Творчеству необходим выход, а нам — оптимизм»: продюсер Ural Music Night о музыке и спецоперации

1 апреля 2022, 11:26
Колонка
«Творчеству необходим выход, а нам — оптимизм»: продюсер Ural Music Night о музыке и спецоперации
Фото: Анна Коваленко, 66.RU
События на Украине, которые власти называют специальной операцией, уже повлияли или скажутся в будущем на каждой сфере российской жизни. И происходящее с культурой (хоть она и не выглядит очевидно пострадавшей) является весьма показательным отношением западных компаний. Зарубежные музыканты отменяют концерты, лейблы удаляют песни со стриминговых платформ, а русскоговорящие артисты, открыто критикующие решение государства, уезжают из страны. Креативный продюсер фестиваля Ural Music Night, ведущий телеграм-канала Radio Cider Арсений Негодяев в колонке для 66.RU рассуждает, как спецоперация изменит концертную индустрию в нашей стране.

— Большинство людей смотрит музыкальное телевидение, для них в музыкальном плане плюс-минус ничего не изменится. Премии, «золотые граммофоны» и прочее останутся.

Сложнее будет тем, кто потребляет музыку альбомами, и тем, кто занимается ее селекцией. Не секрет, что популярные стриминговые сервисы, к которым мы привыкли, ограничили доступ и уходят из России. Это значит, например, что на Spotify у российских пользователей нет возможности переключаться по трекам более шести раз за час. Но это можно пережить. Однако в ближайшее время стриминговый сервис вообще может перестать работать для россиян.

В конце концов, существуют другие иностранные стриминговые сервисы, которые пока у нас работают. К примеру, на Youtube Music, где тоже собрана обширная фонотека, можно прослушивать песни альбомами или подборками.

На русских стриминговых сервисах, наоборот, многие зарубежные новинки сейчас не появляются. Это связано с позицией и решением лейблов и артистов. И в ближайшее время эта ситуация, скорее всего, не изменится.

Возможно, мы вернемся к полупиратской модели потребления музыкального контента. На VK Music давно нельзя найти легальных альбомов многих артистов. Например, Beatles и Pink Floyd. Со временем таких артистов станет еще больше.

Какое же тогда музыкальное пространство остается? Существуют олдскульные специальные сервисы для скачивания музыки — например, Soulseek. Я музыку коллекционирую, складирую, раскладываю по жанрам на компьютере с 2004 года, когда у меня появился доступ к выделенному интернету. Поэтому в меньшей степени страдаю: всегда можно вернуться к определенным папкам, скинуть mp3 на смартфон и там прослушивать. Видимо, такой модели могут многие последовать. Скачать треки сегодня не проблема, существуют различные расширения, для браузеров в том числе.

Все еще работают разные запрещенные когда-то торрент-платформы, куда можно зайти, обойдя блокировку. Как это сделать, я подсказывать не буду.

Еще одно последствие текущего кризиса — угроза сокращения рынка виниловых пластинок. В России работает всего один завод по производству винила. Если пластинки и будут производиться, то по заоблачным ценам. Зарубежные новинки будет очень трудно достать. Россию покидает Discogs — сайт для продажи и обмена винила, это происходит из-за ухода платежных систем — встала проблема, как проводить сделки через этот ресурс.

Другой интересный вопрос, какие песни мы будем сочинять и слушать? Некоторые артисты сейчас уехали из страны, другие — удалили свои песни из российских стриминговых сервисов и даже заявили, что перестают петь на русском. Поэтому многих из них в ближайшее время мы можем не услышать на живых концертах.

Пока сложно сказать, какие песни на русском будут писать музыканты, пока у них ощущение прострации от состояния действительности. Как раньше — точно не будет.

Думаю, что исполнители будут прятать в текстах символизм и зашифровывать тайные послания. Некоторые талантливо, некоторые менее талантливо. Остросоциальная тематика не уйдет, но сместится в сторону андеграунда.

Такие артисты будут выступать в средних и малых клубах, где вероятность столкнуться с цензурой гораздо ниже, чем на крупных площадках.

Возможно, появится новая форма высказывания. Будет больше коллективов, которые используют перфомансы, символизм, особую картинку в клипах, хэппининги и выходы к зрителям. Shortparis — это только первая ягодка в таком стиле. Думаю, что возникнет много агрессивной танцевальной музыки в России — для выплеска эмоций. Но вообще, совет артистам: чтобы зарабатывать творчеством, двинуться в сторону также коммерческую — играть в кавер-группах и по-новому взглянуть на написание музыки для рекламы. Музыканты средней руки и так немного зарабатывали на своем творчестве. Если ты не большой артист, то на стриминге ты большие доходы не получишь.

Что касается концертной индустрии, то для крупных площадок этот вопрос встанет остро. В ближайшие несколько лет однозначно придется забыть о крупных западных артистах, большие артисты в России сейчас также могут оказаться в кризисе. Кто-то из дружественных стран приедет на гастроли, из Китая и Кореи, может быть, из Средней Азии. Каким образом в связи с этим формировать стоимость билетов, на чем площадки будут зарабатывать — вопрос открытый.

А мы продолжаем делать фестиваль Ural Music Night, он пройдет в Екатеринбурге 24 июня на 100 площадках. Мы считаем, что музыка — одна из немногих сфер деятельности, которая сегодня способна объединить людей. Мы работаем и хотим сделать так, чтобы люди хотя бы на время сняли свои внутренние переживания.

Музыка в любом случае выживет. Творчеству необходим выход, а нам всем — оптимизм.