Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Люди сейчас будут искать новые платформы». Какая медиа-индустрия только выиграет в кризис

«Люди сейчас будут искать новые платформы». Какая медиа-индустрия только выиграет в кризис
Фото: Анна Коваленко, 66.RU
Создательница студии по производству и запуску аудио-шоу Venture Media Арина Лякишева считает, что российская подкаст-индустрия оказалась одной из немногих, по кому сейчас не сильно ударили санкции, и что в ближайшие время эта сфера получит новый скачок развития — как благодаря новым авторам, так и новым слушателям.

Мы проживаем сейчас необычное время, но хочется сказать, что в подкаст-индустрии все не так критично. Да, сейчас бренды поставили многие проекты на паузу. Например, у нашей студии весной должны были пройти премьеры пяти проектов с разными брендами, но сейчас мы не знаем, когда они будут выходить.

Судя по всему, весной мы вряд ли увидим какие-то премьеры от больших брендов. Я думаю, что к осени компании пересчитают свои бюджет, сориентируются, как дальше жить, и вот тогда, вероятно, будет поток новых проектов и идей на будущее. А кроме того, можно заключать рекламные контракты с местными брендами: локальных брендов достаточно много, и, кажется, для них сейчас подходящий момент заявить о себе.

Я думаю, что нас ждет увеличение числа новых индивидуальных подкастов и приход экспертов (звукорежиссеров, ведущих, сценаристов и т. д.) из смежных отраслей. Люди, которые раньше работали на других площадках, сейчас будут искать новые платформы. И подкаст может стать для них таковой. А чем больше экспертов, тем больше конкуренция в отрасли и тем выше качество итогового продукта.

Многоплатформенность — это важное свойство подкастов и всегда считалось большим минусом нашей индустрии. Однако сейчас это становится преимуществом: среди 10 основных платформ, где публикуются подкасты, у нас есть две российские — «Яндекс.Музыка» и «ВКонтакте». Думаю, что на этих площадках мы скоро увидим рост проектов и аудитории. Но это будет связано, в частности, с тем, что зарубежные площадки (как, например, Spotify) ограничивают доступ.

Из-за блокировок сервисов подкастерам несколько сложнее продвигать свои проекты, а кроме того, есть проблемы с монетизацией, например, у тех, кто использовал в качестве платформы для поддержки Patreon — сервис перестал работать в России. Но, с другой стороны, у нас существует сервис Boosty, на котором также можно получить поддержку для проекта, а он вообще отменил комиссию для авторов: теперь они получают 100% того, что им жертвуют в поддержку.

В ближайшее время мы, скорее всего, не увидим каких-то оригинальных форматов. Вероятно, сейчас новую волну развития получат подкасты в формате интервью и разговоров с экспертами — это все простые, индивидуальные форматы. Сложные дорогие форматы, вероятно, появятся где-то к осени — когда вернутся бренды.

На фоне растущего числа также будет расти их аудитория. Это связано с двумя причинами. Во-первых, всегда, когда блогер с горячей аудиторией переходит в новый формат, определенный процент идет за ним. Более того — часть этих людей начинает осваивать новую площадку. Поэтому если сейчас блогер-миллионник запустит подкаст, несколько тысяч из его аудитории, которые ранее никогда не слушали подкасты, будут активно осваивать новые платформы и откроют для себя проекты других авторов.

А во-вторых, в условиях, когда источники информации блокируются, люди в поисках контента вполне запросто могут пойти за ним в подкасты. Просто потому, что мы привыкли потреблять множество информации. Еще подкастеры могут подаваться — и уже активно подаются — на получение грантов. Кто-то на эти средства создает социально значимые проекты, кто-то — открывает студии.

Что еще очень важно, подкасты — это свободная площадка, на которой ты можешь делать в целом все, что хочешь. Подкасты юридически у нас никак не закреплены. Особенно если делать проект анонимно и изменить голос, то, кажется, никаких мер на автора никак не наложат.

Но при этом стоит понимать, что, несмотря на это все, любой проект может быть закрыт или удален на площадках по требованию Роскомнадзора. Например, создатель хостинга Mave Алексей Ткачук заявлял, что если к нему придут из ведомства и попросят удалить тот или иной контент, он удалит его ради всего сервиса. Я, конечно, не думаю, что в этом году у властей дойдут руки до подкастов, но надо учитывать все варианты развития ситуации.

Что касается конкретно нашей студии Venture Media, в сложившейся ситуации мы, как и многие другие, понесли некоторые потери: у нас был контракт с компанией из Чехии — мы очень гордились, что вышли на европейский рынок в прошлом году, — но они одними из первых заявили, что наш проект пока будет приостановлен в ожидании лучших времен.

Мы активно работали с сервисом Megogo, но он с 2 марта прекратил свою деятельность в России. Но в целом все не так критично. У нас в постоянной работе восемь проектов. Что касается невышедших премьер, то по ним клиенты договоры не разрывают; работа над сценариями, записями и монтажом идет даже в более усиленном темпе, чем раньше, — не потому, что мы куда-то торопимся, а потому, что это помогает нам максимально сконцентрироваться на работе.

Наша студия в Екатеринбурге тоже будет подстраиваться под изменившиеся условия. В конце прошлого года мы перешли полностью на проектную работу, однако сейчас мы будем, скорее всего, перестраивать бизнес-модель и планируем возобновить аренду в студии для независимых подкастеров и предоставлять услуги монтажа. Также думаем использовать это время, чтобы создать отдельный сервис для независимых подкастеров. Раньше у нас в потоке задач времени на это не хватало.

Сейчас хорошее время для всех, кто давно хотел запустить свой подкаст, но не решался. Вообще, я всегда говорю, что если у вас есть четкое понимание, в чем концепция и кто ваша аудитория, то проект нужно запускать в продакшн. Но сейчас в целом можно писать подкасты даже в стол: то есть писать сценарии, записываться, разбираться с площадками, монтировать, но, например, пока не публиковать. Психологи говорят, что любая деятельность, которая приносит вам удовольствие, сейчас пойдет на пользу ментальному здоровью. А выстрелит / не выстрелит, опубликуете / не опубликуете — это уже дело десятое.