Между тем инженеры и конструкторы дореволюционной России придумали множество прорывных вещей, которыми стоит гордиться. Бывший главный редактор журнала «Популярная механика», а сейчас — писатель и популяризатор науки Тим Скоренко на лекции в «Синара Центре» рассказал несколько интересных историй, с помощью которых развеял некоторые заблуждения относительно изобретений.
Русские горки
В большей части мира считается, что американские горки изобрел Ламаркус Эдна Томпсон. Но это не совсем так. В США и Франции их справедливо называют «русскими», и они уходят корнями в народную забаву — катание с ледяных горок. Первая технологическая конструкция появилась при Екатерине II в садах Ораниенбаума в 1772 году. Ее сконструировал знаменитый архитектор Бартоломео Растрелли.
В то время в России была популярна французская культура. Французы часто бывали в Петербурге, и в свою страну они увезли истории о русской горке. В 1812 году под Парижем открылись Les Montagnes Russes à Belleville (Русские горки в Бельвиле). Из Франции разговоры дошли до Великобритании, а оттуда — до Америки. И уже там инженеры довели русские горки до сегодняшнего вида, приделав различные кольца. В 1930-е годы горки вернулись в СССР из США, получив соответствующее название.
Ледокол
Первый ледокол классического типа назывался «Пайлот». На самом деле ледоколы были и до него, но они были основаны на устаревших и неэффективных технологиях. Например, были судна, использовавшие гири или торпеды для пробития льда.
«Пайлот» изобрел Михаил Бритнев — крупный бизнесмен, который, в частности, владел грузопассажирской линией от Ораниенбаума до Кронштадта. В интересах бизнеса он хотел продлить навигацию на несколько месяцев.
Нужен был функциональный корабль, который умеет разбивать лед и перевозить грузы. За основу был взят коч — небольшое деревянное судно со срезанным под определенным углом носом и пологим днищем. Бритнев понял, что этот принцип можно использовать для того, чтобы раздавить лед.
В 1864 году в ледокол переоборудовали обычный катер. Спустя несколько лет произошло знаменитое соревнование между «Пайлотом» и ледоколом «Опыт». «Пайлот», в отличие от «Опыта», который намертво завяз во льдах, прошел необходимую дистанцию. Но победу все равно присудили «Опыту», так как он был построен на государственные деньги. После этого Бритнев построил еще два ледокола, зарегистрировал патент в нескольких европейских странах, а в 1871 году продал чертежи в Германию, где выдалась суровая зима.
Трамвай
Считается, что трамвай как транспортное средство придумал немец Вернер фон Сименс, однако реальность сложнее.
В XIX веке в России жил Федор Пироцкий — обыкновенный военный чиновник, который работал над задачей передачи тока по рельсу. Постепенно его задумка трансформировалась до схемы современного трамвая. В 1879 году он выбил из петербургских властей разрешение на переоборудование одного вагона конки и использование 95 метров путей. Спустя год первый в мире электрический трамвай тронулся с места и возил пассажиров для развлечения.
Однако в России существовало сильное лобби конки. Владельцы такого транспорта не хотели терять деньги и сделали так, что технологию списали, а о Пироцком забыли.
Параллельно в Германии Сименс разрабатывал свой трамвай и приглашал Пироцкого к себе в компанию. Но тот остался в России, умер в нищете, а его похороны были оплачены деньгами, полученными от распродажи имущества.
Нефтяной резервуар
Нефтяной резервуар сконструировал инженер Владимир Шухов. До этого нефть хранили как попало. Например, в открытых емкостях или бассейнах, выкопанных в земле, как это делали в Баку — крупнейшем в стране центре нефтепромышленности.
Шухов пришел к цилиндрической форме резервуара. Стенки имели разную толщину, чтобы компенсировать давление изнутри. Некоторые из этих конструкций служат до сих пор.
Пенный огнетушитель
До начала XX века никто в мире не умел справляться с загоревшейся нефтью. Как правило, пожарные дожидались, пока она полностью не выгорит (а это могло продолжаться неделями). Александр Лоран работал учителем химии в Баку и часто видел подобные пожары. За несколько недель он придумал состав пены для огнетушителя, который не вступает ни в какие реакции с объектом тушения. Лоран продемонстрировал конструкции чиновникам в Баку и Петербурге, и они посчитали ее бесперспективной.
Лоран переехал в столицу и открыл фотоателье, а все вырученные деньги вкладывал в компанию по производству огнетушителей. Государство не стало сертифицировать их, поэтому пожарные за собственные средства покупали эти устройства.
До того основным способом борьбы с огнем был «Пожарогаз» Шифталя. Он представлял из себя ящик, набитый солью со взрывчатым веществом. Его бросали в огонь, он нагревался и взрывался, нанося попутный ущерб всему вокруг.
Современники вспоминали, что когда загорелся дом Шифталя, он запретил пожарным пользоваться собственным изобретением. А Лоран в начале XX века продал все, что у него было в России, и эмигрировал во Францию.
Орловская печать
Изобретатель Иван Орлов происходил из крестьян, у него рано умер отец. Мальчик работал в трактире, когда его заметил местный купец и оплатил его обучение наукам. Орлов учился в Нижнем Новгороде и Москве и полностью оправдал ожидания.
Он придумал систему, которая позволяет защитить купюру, описал ее и отправил документ в Монетный двор. Руководителю Монетного двора идея приглянулась, и он взял 21-летнего Орлова на работу. Через несколько лет они построили первую машину орловской печати. Авторское право изобретатель защитил в России, Великобритании и Франции.
Орловская печать по сей день наносится на банкноты для защиты от подделки. Технология позволяет менять цвет при печати узора. Суть в том, что краска сначала наносится на барабан, а с него делается оттиск. Линия получалась ровной, а такое фальшивомонетчики повторить не могли.
Технология сварки
Все этапы развития сварочного дела связаны с русскими изобретателями. Николай Бенардос происходил из богатой семьи, но сам был очень склочным человеком. В молодые годы против него заводили дело за драку с сельским учителем. К 37 годам он промотал свое состояние, заложил имение и впервые в жизни вышел на работу к известному электротехнику Павлу Яблочкову. Бенардос хорошо говорил на разных языках и мог быть полезен в переговорах.
В 1881 году Бенардос отправился на всемирную выставку в Париж, где собирался показать «свечу Яблочкова» (дуговую лампу). За несколько дней до открытия Бенардос случайно обнаружил, что электрическая дуга способна плавить металлы, и из подручных материалов собрал первый сварочный аппарат. По иронии именно он получил золотую медаль на выставке. Бенардос неожиданно для себя стал суперзвездой среди электротехников.
В дальнейшем технологию развил Николай Славянов. Так появился «славяновский стакан» — образец сварки из восьми черных и цветных металлов, считавшихся на тот момент несоединимыми: бронзы, никеля, стали, меди, чугуна, колокольной бронзы, томпака и нейзильбера.
В советское время академик Константин Хренов разработал технологию подводной сварки. Он обнаружил, что если принудительно охлаждать электрод, возникает эффект компенсации дуги и сильно повышается температура в зоне горения. Вода испаряется, вокруг нее образуется газовый пузырь и в нем сварка идет так же, как над водой.