Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Агрессия – это норма. О чем нужно поговорить с собственным ребенком после страшной бойни в Казани

25 мая 2021, 12:09
Колонка
Агрессия – это норма. О чем нужно поговорить с собственным ребенком после страшной бойни в Казани
Фото: Анна Коваленко, 66.RU
После стрельбы в казанской школе, где погибли воспитанники и сотрудники учебного заведения, общий уровень тревоги и родителей, и детей вырос многократно. Как считает психолог Никита Романов, это адекватная реакция общества на происходящее, но жить в страхе постоянно невозможно. О чем и как говорить с детьми, шокированными новостями об очередном шутинге, он рассказал в авторской колонке для 66.RU.

Насколько мне известно, часто информацию о каких-то жутких вещах — преступлениях серийных убийц, например, — ограничивают. Причины разные: кто-то считает, что такой контент может вызывать повторение этих ситуаций, с другой стороны — бесконечный поток информации об этом может повлечь повышенную тревогу.

Любая тревога — это переживание из-за того, что может произойти какое-то событие, на которое мы не можем повлиять. Чтобы справиться с этим чувством, тревогу надо конкретизировать: чего именно мы боимся? почему? как я могу защитить себя от этого? Отвечая на эти вопросы, человек может более трезво смотреть на ситуацию.

Вот, пример: после чудовищной бойни в Казани я стал бояться, что ко мне в школу (если я ученик) или к моему ребенку (если я родитель) вломится такой же невменяемый и устроит расправу. Я вижу постоянные сообщения в СМИ о новых страшных случаях: то на Уралмаше пьяный полуголый мужчина порывается пройти на территорию школы, то в Петербурге ученик попытался пронести страйкбольный пистолет в школу. Из последнего — в Березниках лицеист напал с ножом на учителя.

Тревога зародилась. В целом история понятна: если бы у меня были дети, то я бы тоже начал переживать после всех этих новостей. Я понимаю, что не могу контролировать других людей и никогда заранее не узнаю, что у них на уме.

Научите ребенка сублимировать агрессию

Агрессия — это абсолютно естественное чувство, возникающее у каждого из нас. Но вопрос в том, что мы с ней делаем. Уровень агрессии у людей очень высок. Есть такое ощущение, что и взрослым, и детям не хватает позитивных способов для ее реализации и сублимации, без нарушения личных границ другого человека! Из-за этого агрессия постоянно копится в человеке, но любой шарик рано или поздно лопается. Порой имея страшные последствия.

Вопрос, конечно, еще в том, что приводит к этой агрессии. В корне всегда есть некая неудовлетворенность: социальный или материальный статус, некие нюансы со здоровьем, либо в межличностном общении (как со сверстниками, так и в семье). Нереализованность, трудности социальной адаптации, одиночество и т. д. Масса моментов могут бить по самооценке, создавая расхождение между «Реальным Я» (я здесь и сейчас) и образом «Я Идеального» (кто я в своих фантазиях и мечтах). Все это способствует огромному накоплению напряжения, что может быть разряжено деструктивными и опасными способами. Кроме того, может быть, человека в школе/вузе/армии травят и он подвергается буллингу. Может, он жертва насилия — физического или психологического — в семье. Может, у него были проблемные отношения со сверстниками и он чувствовал себя одиноким и не включенным в социальную жизнь. Это все вопросы для работы психологов.

Так или иначе, необходимо говорить с детьми на тему проработки агрессии. Нужно показать им позитивные способы ее реализации. Например, это могут быть любые контактные виды спорта — бокс, футбол, баскетбол. Также для этого подойдут танцы, бассейн — в общем, все, где человек через упражнения может «выпустить пар».

Можно дать волю каким-то деструктивным действиям. Например, побить посуду. Для этого сейчас в некоторых городах даже есть специальные пространства. Но если финансы позволяют, то можно и не выходя из дома такой сеанс устроить. Если вы живете за городом, можно поколоть дрова — это классика для таких целей. Или просто выйти покричать.

Сейчас дети часто предоставлены сами себе: родители на прогулке залипают в свои телефоны, дети — в свои. Уход человеческого общения тоже может иметь нехороший отклик. А должно быть иначе. Пролетела птичка — предложите ему вместе с вами узнать, что это за птичка. Помяукала кошка — узнайте с ним больше о способах общения животных. Дальше, когда ребенок подрастает, обучайте его способам социализации и адаптации. Рассказывайте ему про конфликты и пути их решения. И объясните ему принципы морали, в том числе что жизнь каждого человека — это неприкосновенная ценность.

Все это, на мой взгляд, минимизирует риски того, что переполненный гневом человек пойдет делать какие-то жуткие вещи.

Если вы боитесь за вашего ребенка, составьте вместе с ним план действий на экстренный случай

Попробуем задать себе вышеуказанные вопросы про тревогу — чего именно мы боимся? почему? как я могу защитить себя от этого? Скорее всего, мы придем к ответу, что боимся не просто абстрактного сумасшедшего с пистолетом. Нас волнует то, что наш ребенок не сможет защитить себя и пострадает.

Что же я — как родитель — могу сделать, чтобы спасти его? Закрывать дома и не пускать в школу — не вариант. На самом деле нужно просто разговаривать с ребенком. Прямо предложить ему: «Ты знаешь, что произошла такая-то ситуация. Если хочешь, давай поговорим об этом. И может, придумаем, как бы тебе следовало повести себя в таком случае».

Вы вместе накидываете, например, 30 разных поворотов ситуации, когда в школу врывается вооруженный человек, и обсуждаете, что делать в каждом случае. Для некоторых вы просто разработаете алгоритм действий, которые заложатся в голове у ребенка. В других — вы сможете принять некоторые меры заранее. Например, установить номер родителей, полиции и МЧС на быстрый дозвон.

Такой вариант хорош тем, что вы решаете две проблемы сразу: успокаиваете и себя, и ребенка.

В школах нужно объяснять, как защищаться. Но накидываться на детей с ножом — плохая идея

Фото: КазВед

В казанской школе № 120 учитель ОБЖ напал с ножом на учеников. В воспитательных целях. Учитель объяснил, что в связи с последними событиями он решил научить детей навыкам сопротивления.

Кроме того, что родителям нужно говорить с детьми, определенная работа необходима со стороны школы. В частности, работа с психологами.

Конечно, детям должны рассказывать, как действовать в экстренных ситуациях. Но накидываться на них с ножом — как сделал учитель ОБЖ в казанской школе — на мой взгляд, неуместно после такого происшествия. Душевная рана еще не зарубцевалась, а мы ее тормошить пытаемся. Детям и без того страшно, а такие действия могут вызвать дополнительную тревогу.

Правильным, на мой взгляд, будет пригласить каких-то профессионалов — например, из МЧС и их психологов, — чтобы они сами рассказали и показали алгоритм действий детям. Но это, конечно, должны решать в каждом образовательном учреждении индивидуально.