Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен

Муниципальный фестиваль рисунков на стенах боится всего, даже самого себя. Колонка Алексея Шахова

стенограффия Стрит-арт Колонка
14 июля 2020, 17:34
Фото: Анна Коваленко, 66.RU
Исследователь стрит-арта и стикер-артист Алексей Шахов делится впечатлениями о первых работах и художниках фестиваля, заменившего «Стенограффию».

Когда я попросил фотографа Гришу Постникова проехаться с репортажем по арт-объектам фестиваля Public art, то словил флешбэк — слово в слово эта просьба звучала на «Стенограффии» в 2019 году. Вспомнив эту атмосферу упорства, круглосуточной работы на площадках и простого веселья, я решил прокатиться по площадкам нового события и посмотреть на него непредвзято, пообщаться с художниками, посмотреть на первые работы и составить мнение по фактам, а не эмоциям.

Муниципальный фестиваль рисунков на стенах боится всего, даже самого себя. Колонка Алексея Шахова
Фото: Григорий Постников, для 66.RU
Муниципальный фестиваль рисунков на стенах боится всего, даже самого себя. Колонка Алексея Шахова
Фото: Григорий Постников, для 66.RU
Муниципальный фестиваль рисунков на стенах боится всего, даже самого себя. Колонка Алексея Шахова
Фото: Григорий Постников, для 66.RU

Фестиваль зачем-то шифруют. Первый пресс-тур по объектам прошел без анонсов на официальных ресурсах мэрии или хотя бы в соцсетях администрации города. Никто из моих знакомых журналистов не получил приглашений, поэтому в тур, судя по пост-релизам, поехали практиканты вузов, приближенные к власти медиа и сотрудники Управления культуры Екатеринбурга. На сайте у последних говорится, что «фестиваль уличного искусства проходит в двадцать первый раз», — там не видят большой разницы между «Длинными историями», «Стенограффией» и Public art.

Организаторы и художники будто напуганы. Прежде всего планкой, которую задали в Екатеринбурге их предшественники. Художники неплохо рассказывают о своих работах, но сразу запинаются и начинают потерянно смотреть по сторонам, когда речь заходит об отношении к «Стенограффии». Все знакомы с контекстом — никто из опрошенных мной не сказал, что не понимает, о чем речь. Участники могли столкнуться с непониманием со стороны друзей, и формулировки вроде «художник из известной команды, которая желает остаться инкогнито» только подкрепляют веру в такие слухи. Обычно команда приезжает целиком, хотя бы ради фана.

Муниципальный фестиваль рисунков на стенах боится всего, даже самого себя. Колонка Алексея Шахова
Фото: Григорий Постников, для 66.RU

Муниципальный фестиваль рисунков на стенах боится всего, даже самого себя. Колонка Алексея Шахова
Фото: Григорий Постников, для 66.RU
Муниципальный фестиваль рисунков на стенах боится всего, даже самого себя. Колонка Алексея Шахова
Фото: Григорий Постников, для 66.RU
Муниципальный фестиваль рисунков на стенах боится всего, даже самого себя. Колонка Алексея Шахова
Фото: Григорий Постников, для 66.RU

Костя Koss нарисовал на Ленина, 53 окно и проломленную стену, на которые его вдохновил поход в музей Сальвадора Дали. Парень счастлив от предоставленного шанса, рассказывает о работе без конца. Организатор, который был с ним на площадке вместо волонтера, сказал: «Я тебе потом объясню, кто это», на что художник выдал одну из самых разочаровывающих фраз: «Из «Стенограффии», что ли? Вот только не надо искажать факты!» Через пару часов на ту же точку пришел мой знакомый, и у него сразу начали спрашивать, для себя ли он снимает, «а то тут подсылают всяких».

Нет, я не из «Стенограффии». Я помогаю им, но нередко наши точки зрения с оргкомитетом расходятся. Я принципиально не общаюсь с командой «Стритарт» (организаторы «Стенограффии») на тему Public art, вместо этого мы обсуждаем, что будет с привычным фестивалем дальше.

И все же «Граффити 24» пытаются создать хороший фестиваль уличного искусства. Насколько могут, учитывая отсутствие масштабного событийного опыта и две недели на подготовку. Public art был бы просто прекрасным событием в Первоуральске, Ревде или Верхней Пышме. Но никак не в Екатеринбурге: здесь рисовали нейросети, закатывали 6800 квадратных метров рисунка и делали высказывания художники с других континентов.

Муниципальный фестиваль рисунков на стенах боится всего, даже самого себя. Колонка Алексея Шахова
Фото: Григорий Постников, для 66.RU
Муниципальный фестиваль рисунков на стенах боится всего, даже самого себя. Колонка Алексея Шахова
Фото: Григорий Постников, для 66.RU

Людям все равно заходят эти работы. Особенно жирафы: в моем Facebook уже были посты про «а в чем разница?», где фото с Public art стоит рядом с работой с летящими птицами «Стенограффии». Тех же жирафов я видел даже в городских пабликах, в федеральных каналах и в обсуждениях на формах. Все счастливы, красиво же.

Это не игра с реальностью, это не сложные месседжи, требующие переваривания и медиации на экскурсиях, — это доступный контент для глаз. И в серости, из которой многие жители города не выходят месяцами, это правда может стать чем-то выделяющимся, позитивным, украшающим среду.

Муниципальный фестиваль рисунков на стенах боится всего, даже самого себя. Колонка Алексея Шахова
Фото: Григорий Постников, для 66.RU
Муниципальный фестиваль рисунков на стенах боится всего, даже самого себя. Колонка Алексея Шахова
Фото: Григорий Постников, для 66.RU
Муниципальный фестиваль рисунков на стенах боится всего, даже самого себя. Колонка Алексея Шахова
Фото: Григорий Постников, для 66.RU

Важно правильно заявить о себе. Когда мы на экскурсиях говорим про «Карт-Бланш», то ждем метких месседжей и свежих имен из мира уличного искусства с первого года, если о «Стенограффии», то участники хотят увидеть техничность, масштаб и работы зарубежных звезд стрит-арта. Эти фестивали начали четко позиционировать себя с первых лет существования, сразу сказав, кто они, откуда и куда идут. И выделяются те работы, которые превосходят ожидания или внезапно ломают их. Public art пока выглядит как «фестиваль ради фестиваля», он боится самоопределения и не может найти свое место. Заинтересованные горожане в большинстве от события уже ничего не ждут, а остальные готовы съесть то, что дают, — лишь бы давали.

Впереди у команды еще минимум три показанных ранее эскиза, иностранный участник-белорус и два фасада. Возможно, пазл сложится, когда появятся все работы. Или внезапно будет прорывной арт. Или они наймут пиарщика, который шедеврально сможет интерпретировать все, что получилось. Или просто ничего не выйдет.

Алексей Шахов