Несколько лет назад у меня была мечта — пересечь Атлантику. Путешествие длилось почти 22 дня, и мы попали в лютейший шторм. Несколько дней невозможно было есть, ходить и спать. Первая мысль, которую я запомнил тогда: когда море спокойное, нелегко представить, что здесь когда-то были волны, а когда на море волны — трудно представить, что когда-то был штиль.
Когда шторм и месиво, ты не понимаешь, как выдерживать все это. Становится тяжело подумать, что в мире нет ничего постоянного. Но рано или поздно это закончится. Как говорил один мудрый царь: «И это пройдет».
Вторая мысль, которую я вынес из того шторма, — люди ломаются до того, как ломается матчасть. Психика не выдерживает изменений и потери контроля и сдается до того, как опасность становится критичной. Мне помогает самый главный актив в любой тяжелой ситуации — мое состояние и состояние тех, кто вокруг. Все остальное может измениться и обязательно изменится. Но я не могу на это повлиять. Единственное, на что я влияю, — как я к этому отношусь.
У человека есть особенность: когда он сталкивается с ситуацией, на которую не может влиять, он свешивает лапки: «Буду грустненький». Это называется «выученная беспомощность».
Выученная беспомощность — то, из-за чего ломаются люди в шторм и команды — в кризис. Люди думают: «Я ничего не могу с этим поделать, надо смириться, перестать ждать и пытаться что-то изменить». Они концентрируются на том, чего у них нет, вместо того чтобы концентрироваться на том, что есть. Виктор Франкл (австрийский психолог, узник концлагеря, — прим. ред.) писал, что даже у человека в концлагере всегда есть возможность посмотреть на небо, сделать что-то, что важно, что наполнено смыслом.
Есть хороший рецепт, который работает для меня и команды: среди всего находить то, что хочется сделать. Это фокусирует мозг не на том, чего нет, а на том, что есть.
Я попросил своих сотрудников:
- ничего не ждать;
- принять ситуацию такой, какая она есть;
- не ждать, когда это закончится (нынешняя ситуация не закончится завтра, а закончится, когда закончится);
- думать не о конкретном результате, а о том, для чего мы это делаем.
Выживает не сильнейший, а самый приспособленный. Мне нравится эта цитата Дарвина. В живом мире так, и в предпринимательстве так. Предпринимательство — это про приспособляемость, адаптивность и гибкость.
Всем нам повезло: ни один тренинг по командообразованию или гибкости мышления не обеспечит такой тренировки, которая у нас случилась. Сейчас надо размять свой мозг на тему «Как выживать, когда карантин закончится и будут худые годы?». И вторая тема: «Как я смогу быстро всплыть, когда все заколосится?».
Бизнес — это не юрлицо. Спасайте свою репутацию, свои коллективы, активы, своих клиентов. Юрлицо вторично. И главное — берегите себя. Не позволяйте выученной беспомощности вами управлять.
Колонка составлена из фрагментов выступления Бориса Дьяконова на конференции «Самое время», которую проводят Свердловский областной фонд поддержки предпринимательства, министерство инвестиций и развития Свердловской области и Агентство по привлечению инвестиций Свердловской области.