По щелчку пальцев миллиарды людей оказались заперты в собственных домах. Это привело к появлению «динамического стереотипа». Этот термин обозначает этап жизни человека, когда кардинально меняется модель поведения, слом привычного образа жизни. Подобное происходит, когда ребенка отдают в детский сад или школу или когда подросток идет в вуз или армию.
Сейчас поведение перестраивается у людей во всем мире. Одним из последствий таких изменений будет всплеск соматических заболеваний. К этому, в частности, уже готовятся медицинские учреждения. Ограничения побудили всех обратиться в онлайн. Это отразилось на работе разработчиков и производителей гаджетов. Сейчас купить роутер — невозможно, все разобрали. Шестнадцать тысяч авиабортов простаивают, Zoom стал дороже Боинга. Произошли сбои в сельхозработах, потому что в большинстве стран их выполняли мигранты, а сегодня этот ресурс сжался до минимума.
А теперь об экономических последствиях. Острая фаза карантина продлится 114 дней.
Ощутимые ослабления ограничений стоит ожидать лишь 15 июля. И время, которое есть до этой даты, нужно использовать, чтобы повысить уровень компетенций в онлайне, проработать внутренние процессы и изменить продукт.
С 15 июля по 15 ноября откроется трехмесячное окно, когда нужно будет успеть заработать побольше денег. Потому что во второй половине ноября, скорее всего, стартует вакцинация и она будет сопровождаться возобновлением ограничений.
Дальше придется работать в условиях глобального экономического кризиса, который будет отличаться от событий 2009 года. Потому что тогда росли экономики Китая, Индии и стран ЕС. Показатели в США снижались, но не сильно. В этом же году экономики покажут двухзначные цифры падения из-за обрушения трансграничной торговли. После 2009 года большинство отраслей восстанавливалось до прежнего уровня в течение двух лет. Сейчас падение будет сильнее, и восстановление, следовательно, дольше. Мы уточняем цифры, но прогнозируем падение ВВП в этом году в России на десять процентов. Вряд ли меньше. Вернуть ситуацию к предкоронавирусным показателям получится только в 2021 году.
В России на сегодня работают семь миллионов юридических лиц. Что им делать? Есть несколько мер:
- Нужно переработать свой ассортимент в высоком и низком сегменте. Нужно перестроиться на массового покупателя и небольшую часть (10–15 процентов) высокомаржинального продукта. Потребители среднего сегмента будут чувствовать себя плохо. Действуйте не по отраслевой специфике, а по ситуации.
- Нужно увеличивать торговые силы. Нанимать еще больше людей, чтобы в трехмесячное окно увеличить влияние на рынке.
- Важно провести ревизию партнерств на всех универсальных рынках. Это 14 отраслей, которым всегда платят деньги: недвижимость, операторы связи, финансисты, страховщики. С ними нужно общаться о новых контрактах или о смягчении условий по старым договоренностям.
- Полюбите конкурентов. Настало время «водяного перемирия», можно обращаться за помощью и советом к коллегам.
Многих предпринимателей волнует вопрос, чего ждать от власти и от надзорных органов.
По моему личному мнению, в правительстве, которое пришло в январе, есть два неоднозначных человека. Это вице-премьер Андрей Белоусов и министр экономического развития Максим Решетников, который был губернатором Пермского края. Я знаю, что Белоусов живет в двухкомнатной квартире, полученной при СССР, у него нет недвижимости за рубежом и нет дачи. А у Решетникова даже машины нет. При этом они работают до 23 часов каждый день. Бог знает, чего от них ожидать.
Мы слышим, что говорят в Думе, и ничего доброго я сказать не могу. Я бы особо не рассчитывал на помощь. Когда думаешь о нашем регулировании, хочется к березкам средней полосы. Но среди регуляторов есть вменяемые люди. Им надо давать плотную обратную связь. Плотная обратная связь может по миллиметру хоть что-то улучшать.