Я папа третьеклашки Сони. И до последнего времени я не сказать чтобы сильно вникал в ее учебную программу. Да, я состою в родительском чате, иногда помогаю по математике, отчитываю за бардак на столе. Но в целом, когда дети еще ходили каждое утро в школу в виде отдельно стоящего здания, я принимал участие в школьной жизни в качестве водителя.
До середины марта моя жена Света закрывала большую часть школьных вопросов. Я изредка поглядывал в чат и возмущался вопросам родителей из разряда «а что задали по литературному чтению» и «является ли еж насекомоядным».
В моем представлении задавать подобные вопросы в родительском чате — это позорище страшное. В бытность моего третьего класса никому бы в голову не пришло спрашивать «что задали» у родителей. Да если бы я и спросил — папа пожал бы плечами, а мама командным голосом сказала: «Позвони Косте Толмачеву, он, в отличие от тебя, отличник». Так что в мое время стационарных телефонов все вопросы школьной программы решались между учащимися.
Фото: Предоставлено 66.RU Станиславом Березиным |
---|
Сейчас совсем другое дело. Родителей активно вовлекают в учебный процесс. Создается впечатление, что принимать участие в школьной жизни ребенка — это необходимость. И если предоставить ему полную свободу — он скатится в пропасть неуспеваемости.
Наверняка у некоторых моих одноклассников тоже были родители, которые очень пристально следили за учебным процессом. Но вся эта каша варилась внутри конкретных семей и не выплескивалась вовне. Сейчас, благодаря коммуникациям, вся паранойя лезет наружу, заражая похлеще коронавируса. Появились инструменты тотального контроля за детьми: электронные дневники, электронные письма от учителей, онлайн-тесты, те же чаты. Теперь у родителей просто нет возможности не вовлекаться в образование детей. Они стали обязательным звеном в информационной цепочке. И в какой-то момент это стало нормой.
С переходом на дистанционное обучение участие родителей многократно выросло. И нашу семью это тоже коснулось. Если до самоизоляции до нас долетали информационные брызги, то теперь волны данных стали накатывать ежедневно. Мы начали стремительно накапливать долги по невыполненным урокам.
Стало понятно, что надо подключаться к процессу обучения и делать из него какое-то подобие системы.
Какие меры я предпринял для того, чтобы наладить дистанционное обучение Сони.
Первое. Систематизация информации
Для начала я постарался упорядочить всю входящую информацию.
Тридцать лет назад источником всех заданий был дневник, а источниками знаний — единые на весь Союз учебники, БСЭ и англо-русский словарь Аракина.
Сейчас дети записывают домашку в дневник. Но в то же время те же самые задания учителя выкладывают в электронный дневник на одноименном сайте. И еще эта информация дублируется в родительский чат. Между этими тремя носителями всегда есть искажение.
Источники знаний тоже разные. Кроме бумажных учебников, есть электронные приложения на дисках, множество профильных сайтов: «Учи.ру», «Инфоурок.ру», «Яндекс.Учебник», «Российская электронная школа». Все это сверху полируется ссылками на ютьюб, архивы с презентациями и диссертациями в различного рода облаках. Как в этом разобраться десятилетнему ребенку, совершенно непонятно.
Поэтому первым делом я завел файл с таблицей в гуглдоках, куда по стандартному шаблону и стал складывать приходящие от учителей задания на каждый день.
Фото: Предоставлено 66.RU Станиславом Березиным |
---|
На титульной странице файла я вывесил общие правила работы с файлом и таблицу с именами и электронными ящиками учителей. Ссылкой на файл поделился со всеми родителями одноклассников Сони.
Фото: Предоставлено 66.RU Станиславом Березиным |
---|
Теперь я каждый вечер в 23:00 добавляю свежие домашки и делаю общую редактуру файла. Я стараюсь привести данные к такому виду, чтобы любой ребенок мог считать нужную информацию самостоятельно: какой предмет, что задали, где взять, в каком виде отчитаться.
Второе. Работа с дочерью
Я знаю, что Соня очень способная: она любит читать и хорошо усваивает информацию. Но у нее есть проблемы с внимательностью и оформлением. Поэтому я ввел правило 3-на-3. Утром я составляю для нее список из шести задач: три из них она выполняет самостоятельно в течение дня в свободном режиме. И три задачи мы делаем вместе вечером. На самостоятельную работу я отвел то, что у нее хорошо получается: чтение, просмотр видеоматериалов, устные задания. А вечером мы вместе выполняем письменную часть.
Третье. Формат занятий
Я решил, что будет продуктивно, если мы с Соней оба будем заняты делом в момент выполнения заданий. Рабочий стол позволяет нам сесть рядом. Я за ноут, она за тетради. Благо у меня тоже есть «уроки». Так мы и проводим вечер: каждый за своими задачами. Периодически Соня просит что-то объяснить или отдает выполненное на проверку.
Четвертое. Распорядок
Все уроки делаются исключительно в рабочие дни. Заставить Соню делать что-то в выходные — нереально («Это же выходные. Можно я отдохну?»). Только в субботу мы закрываем некоторые долги. Я слежу за оценками, ищу невыполненные задания, и мы отчитываемся по ним задним числом.
Пятое. Настроение
Соня очень эмоциональная. Ее практически невозможно заставить что-то делать против ее воли. И на этом моменте у нас со Светой возникли разногласия. Я пытался авторитарно заставить Соню сесть за уроки, настаивая на дисциплине и усидчивости. Но Света смогла убедить меня, что это не повысит успеваемость, а риск сломать ребенка, задавить авторитетом велик. Поэтому сейчас я стараюсь поймать момент, когда Соня готова учиться. Благо таких моментов много.
Фото: Предоставлено 66.RU Станиславом Березиным |
---|
В подобном режиме мы работаем последние три недели. За это время удалось закрыть большую часть долгов, повысить общий уровень оценок, начать лучше ориентироваться в источниках информации, снизить уровень напряжения в родительском чате.
В ближайшей перспективе я хочу ввести систему наказаний и поощрений. О результатах эксперимента доложусь попозже.
Мне не нравится дистанционное обучение. Я сторонник классических методов — класс, учитель у доски, звонок, перемены, школьная форма. К тому же есть предметы, которые плохо совмещаются с изоляцией, — физкультура, ИЗО, музыка, труд. Никакой ролик не заменит объяснение учителя. И пятерка, выведенная красными чернилами в бумажном дневнике, смотрится лучше, чем просто цифра на экране.
Но то, что этот опыт не пройдет даром для большинства семьи, — однозначно. Про себя я рад, что открыл новый мир.
P. S. Шестое. Коньяк. 50 грамм за 30 минут до русского и 50 во время математики. Вы полюбите дистанционное обучение.