Меры Роспотребнадзора мне категорически не нравятся. Я надеюсь, что это черновик, который будет усовершенствован.
К сожалению, видно, что требования составлены без диалога с бизнесом и оторваны от реальности. У меня есть опыт работы и в крупном бизнесе, и в малом. И я вижу, что в первом случае диалоги с предпринимателями идут, а во втором — нет. А если бы общение было — многие вещи можно было бы сделать лучше.
Требования, написанные вне контакта с людьми, которые трудятся на земле, не работают. Я недавно заезжал на заправку и убедился в этом. В зал заправки запускали только одного человека. При этом в предбаннике в очереди толпились десять. Получается, что люди, наоборот, сильнее сконцентрировались. Уверен, если бы спросили у владельца заправки, как можно дистанцировать людей, такого бы не случилось. Я в итоге развернулся и не стал заправляться.
То же самое касается требования Роспотребнадзора к предприятиям общественного питания. Сначала разрешается работать только заведениям площадью не более пятидесяти квадратных метров. Я не понимаю, зачем загонять людей в маленькие пространства. Вопрос ведь не в площади помещения, а в концентрации людей на квадратный метр. Ограничить в количестве гостей в просторном ресторане, на мой дилетантский взгляд, было бы адекватнее. Если было бы больше пространства, люди не пересекались бы друг с другом.
Еще странное требование. За столик можно посадить только одного-двух человек. Получается, если я пришел с семьей, с которой я провожу время дома, я не могу с ними пообедать. То есть с точки зрения законодательства доехать до ресторана в одной машине — можно. А сидеть вместе за столом — нет. Странная история. Выглядит так, как будто одна рука государства не знает, что делает другая.
Хорошо, что появилась идея постепенного открытия общепита. Но я бы предложил еще раз просмотреть критически на предложенный план. Необходимо, чтобы гости соблюдали полутораметровую дистанцию с сотрудниками кафе и ресторанов. Но мне почему-то кажется, что масок, перчаток и прозрачного щитка на лице было бы достаточно. Кассиры же в магазинах работают с покупателями в таком обмундировании, а через кассу проходит гораздо больше людей, чем через ресторан. И при оплате между вами и кассиром явно расстояние меньше, чем полтора метра.
Надеюсь, что документ Роспотребнадзора будут модернизировать.
Я не говорю, что государство ничего не делает. С учетом того, что у нас достаточно бюрократизированная страна, работа идет достаточно активно, и это видно. Большая часть заботы направлена на крупный бизнес, и это правильно с точки зрения государства. Невозможно помочь всем и сразу. Но я, как ресторатор, не могу не сожалеть, что малый бизнес немного остался в стороне.
Нам хочется хоть как-то начать работать. Жить одной доставкой проблематично, никто не выигрывает от этой ситуации. То, что мы не добиваем доставкой, приходится перекрывать личными финансами и накопленным жиром. Да и сотрудники очень хотят вернуться на работу. Они нуждаются в ней больше, чем боятся заразиться. Люди, которые контактируют с гостями, обычно младше тридцати лет — они не попадают в группу риска, и обычно у них нет подушки безопасности.
Мы изучаем инструменты, которые нам предлагает государство. Я еще не решил, будем ли мы вставать в очередь за субсидиями как пострадавший бизнес — надо разобраться, чем для нас это может обернуться. В банк за субсидированием зарплат мы обратились. Но очень хочется обойтись своими силами и не увеличивать кредитную нагрузку.