На фоне истеричной коронавирусной повестки дня результаты опроса ВЦИОМ от 1 апреля прошли незамеченными. А они на самом деле очень показательны именно сегодня. У россиян спросили: «Как у вас жизнь?» 69% процентов сказали, что всем довольны. Далее социологи спросили: «А в стране как вам жизнь»? Уже 40% ответили, что также хорошо. «А в мире как?» — тут только 20% оценивают обстановку как хорошую.
Обратите внимание — россиянин отделяет себя от места, в котором он живет. Парадокс. Если я вижу грязь, разбитые фонари за Оперным театром, меня не устраивает медицина, образование и суды — я не могу сказать, что лично у меня все хорошо. Я живу в обществе, страна — это часть меня. Я — в ней, а не отдельно.
В шестидесятые годы проводили такой эксперимент на животных: взяли три группы собак. Одних били током, но они могли нажать кнопку и удары прекращались. Вторых тоже били током, но они ничего не могли сделать — кнопки в их клетках не было. Боль прекращались только тогда, когда кто-то из первой группы нажимал на кнопку. И была третья группа животных, которые не получали разряд.
Затем всех собак поместили в одно помещение. Чтобы избежать ударов током, животным нужно было перепрыгнуть небольшую перегородку. И собаки, которых не били током и которые могли нажать кнопку, сразу же перепрыгнули и сбежали. А те псы, которые не могли повлиять на ситуацию в первой части эксперимента, продолжили лежать и выть от боли несмотря на все увеличивающийся разряд и даже не пытались использовать кнопку.
Похожий, только более гуманный, эксперимент проводили на пенсионерах в доме престарелых. Одним сказали, что заботиться об их благополучии будет исключительно персонал — за ними уберут, польют их растения, будут развлекать. Другим сказали — давайте заботиться о происходящем вокруг вместе — выбирайте, как расставить мебель, поливайте сами цветы и придумайте себе развлечения.
Результаты были обескураживающими. Смертность тех, о ком заботились, была выше на 15–20 процентов, а уровень счастья — значительно ниже. А более самостоятельные люди, у которых была возможность контролировать свою жизнь, — умирали позже и чувствовали себя более счастливыми. Этот психологический эффект назвали выученной беспомощностью. Живое существо чувствует себя беспомощным не в момент, когда происходят негативные события, а когда понимает, что никак не может на этот негатив повлиять.
Россия — это, по моему мнению, общество с выученной беспомощностью. Мы не можем повлиять на решения государства. Мы привыкли сидеть тихо и не высовываться. Будешь громким — получишь по шапке.
Так что остается единственный способ — отделить государство от себя. Сказать, что я живу своей маленькой жизнью — сегодня неплохо пообедал, прогулялся по не такой уж и грязной улице, ребенок получил пятерку. Нормально все, не отвратительно. А государство, политика, депутаты и бюджет страны — это где-то там, это не настоящее, не имеет отношения к моей жизни.
Мы не надеемся на государство, не надеемся на общество, мы не верим друг другу. Не требуем у депутатов всех уровней решений, делающих нашу жизнь лучше. Потеряв работу в связи с кризисом, мы не требуем помощи из Фонда национального благосостояния. Жители России не воспринимают бюджет как свои деньги, как то, на что они сами заработали. И получается, не понимают, что если государственное управление хотя бы чуть-чуть исправить, жизнь станет намного лучше и сами люди будут счастливее.