Наблюдаю за настроениями и вижу, что пандемия коронавируса в людских головах четко переживает несколько этапов: от полного отрицания (это не страшнее гриппа), до паники (мы все умрем!). А потом по новой. То, что жители Екатеринбурга сначала дисциплинированно самоизолировались, а к выходным расслабились и пошли гулять, говорит именно об этой цикличности. Уверен, что без всяких штрафов, при выявлении новых случаев, маятник качнется к режиму самоизоляции. И, к сожалению, сегодня уже ускорились темпы прироста подтвержденных случаев коронавируса. Но в целом в Екатеринбурге относительно низкая активность инфекции, мало подтвержденных случаев и тяжелобольных в отделениях.
В больницах превентивно освобождены койки. Некоторые медучреждения полностью перестроены для новых пациентов. Команды специалистов находятся в ожидании, когда начнется подъем заболеваемости, хотя в глубине души надеются, что этого не произойдет. Такой режим «ожидания» приводит к огромным финансовым потерям. Медицина — тоже отрасль экономики, и, как и другие сферы, она теряет каждый день. Система обязательного медицинского страхования устроена так, что больница получает деньги не за готовность оказать помощь, а за пролеченного больного и по весьма скромным тарифам. Для большинства больниц средства ОМС — основной источник дохода.
А как быть врачам в этой ситуации? Вирус новый. Достоверных исследований за короткий период не появилось и появиться не может. Сплошная неопределенность. Плюс большое количество разных страшилок из интернета или просто слухов. Ты идешь на работу и в любом случае находишься в группе риска, а как правильно защитить себя — не знаешь. Что готовит каждый новый день в больнице, неизвестно. Отсюда возникает тревога, страх за себя и свою семью, страх за то, что ты не сможешь помочь тем, кто в твоей помощи нуждается.
Идешь домой после работы и думаешь, не принесешь ли ты с собой инфекцию? А если кто-нибудь из твоих близких заболеет? А если заболеет тяжело? Кто в этом будет виноват? Друзья, которые несмотря на карантин общаются друг с другом, начинают искать предлоги и подбирать слова, чтобы с тобой не пересекаться. И их можно понять, но как со всем этим жить? С подобными мыслями сложно совладать, и от них невозможно избавиться. Не все справляются с подобным стрессом, кто-то отходит в сторону, и я их ни в коем случае не осуждаю. Большинство врачей продолжают выполнять свою работу, готовясь к худшему сценарию, но не оставляют надежды, что волна пройдет мимо.
В последние недели неожиданно большое внимание прессы к врачам. Прямо скажем, такого давненько не было. Да еще и в столь позитивном ключе. Врачи — герои, врачам поют песни, хлопают в ладоши. Что это? За что такая неожиданная слава? Ничего не изменилось, врачи, как и обычно, делают свою работу, просто условия и внешний фон отличаются. Вдруг стало всем понятно, что постоянно осуждаемые медики — это и есть те люди, на которых вся надежда. И если нам удастся купировать эпидемию в нашем отдельно взятом городе, то мы далеко не сразу поймем, что именно предотвратили. Если нас не захлестнет волна коронавируса и нам удастся выйти «сухими», то потом все вернется к старому сценарию. За профилактику медалей не дают.
Добрые слова — это, конечно, очень важно для врачей, фельдшеров, медицинских сестер и санитарок. Говорите, это мотивирует. Но сделайте для нас главное, что сейчас необходимо, — останьтесь дома. Волна пройдет, надо просто немного потерпеть.