Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Все врут. И себе в том числе»: как опросы общественного мнения «вредят» благоустройству

30 октября 2019, 16:09
Колонка
«Все врут. И себе в том числе»: как опросы общественного мнения «вредят» благоустройству
Фото: Григорий Постников, архив 66.RU
Перед тем как реконструировать улицу Красноармейскую, фонд «Город может» спросил горожан, что им нужно. Большинству требовались деревья и новые магазины. Несмотря на это, фонд решил установить паллеты и фанерные кубы, которые предназначены для пассивного отдыха взрослых, и посмотреть, что будет. К концу эксперимента вместо офисных работников Красноармейскую заполнили семьи с детьми — совсем не то, что активисты ожидали после опроса. Руководитель направления стратегического планирования компании «Атомстройкомплекс» Надежда Абакумова в колонке на 66.RU порассуждала о парадоксах общественного мнения и пришла к такому выводу: люди не всегда знают, чего хотят, но опросы все-таки нужны.

Предыстория

— В этом году мы вместе с фондом «Город может» провели эксперимент на улице Красноармейской и в октябре презентовали его исследовательский этап. Оказалось, результаты опросов, которые мы проводили на Красноармейской, не совпадают с реальным поведением и реальными потребностями горожан. И это уже в который раз. Поэтому в конце презентации завязалась дискуссия на тему, нужны ли опросы, если «все врут», и себе в том числе.

Суть эксперимента: мы спросили горожан о том, что они хотели бы видеть на Красноармейской, а затем расставили макеты уличной мебели по всему бульвару и стали наблюдать за поведением людей «в новых декорациях». И в конце выявили несколько фактов, которые, если ими манипулировать, подтверждают: опросы — зло.

Отмотаем историю Красноармейской назад. В начале 2010-х Красноармейская — это проезд с хаотичной парковкой в три ряда, мест под машины горожанам не хватает. Если бы пять лет назад мы спросили, что нужно сделать на улице, около 70% респондентов ответили бы: «парковку». Примерно такой же результат получил проект «Белые цветы» в Казани.

Что сделать на пустыре, который используют как парковку? Конечно, парковку! Что же еще? «Спасибо», — сказали авторы опроса и построили бульвар.
Справка: Бульвар «Белые цветы» в Казани благоустроили летом 2018 года. До этого здесь была стоянка большегрузов. Результат можно посмотреть здесь.

В 2015-м на Красноармейской причинили добро без обсуждений — и вместо парковки сделали пешеходную зону. Страшно вспомнить, сколько тогда было критики. Были суды и «письма Путину». Улица это пережила, выдержала спор о своем статусе в судах. И сейчас даже самые ярые критики той «интервенции» на Красноармейской, среди которых был Антон Баков, признали: пешеходка лучше, все правильно сделали.

Опросы

Вернемся в 2019-й — время соучастного проектирования и учета мнений. Весной мы измеряли человекопоток на Красноармейской. «Портрет» улицы тогда был таким: офисные сотрудники и транзитные пешеходы, которые идут к точкам притяжения — в магазин, спортзал, кафе, — и иногда родители с детьми. Мы опрашивали пешеходов и жителей района через проектную сессию, прогулку, глубинные интервью, дизайн-игру. Вот что выяснили:

  • На опросы приходят разные люди, редко кто участвует в опросах дважды. На каждый формат опроса приходила публика со своими запросами и мнением. В итоге один формат опроса ставил во главу угла одну проблематику, а другой — другую, часто противоречащую первой.
«Все врут. И себе в том числе»: как опросы общественного мнения «вредят» благоустройству
Фото: предоставлено 66.RU

Мнение участников опроса глазами интервьюеров

  • Чем больше опросов мы проводили, тем более радикализировались ответы и нарастал конфликт. Длительное общение на одну тему не привело к компромиссу, а разогнало спор до точки кипения. Появлялись четко выраженные противоборствующие силы, которые требовали занять только их единственно правильную позицию. А если нет, то «я так и знал — это все профанация, вы нас за дураков держите!».
  • Большая часть озвученных проблем не относилась к проекту и идее, с которой на улицу пришли архитекторы. На встречах, куда мы приглашали представителей администрации, обсуждали не проект, а качество уборки улицы. Проблема с грязью перевешивала остальные: «сначала приберитесь, а потом поговорим». Советы «лучше школу/корт/музей постройте» — из этой же серии. Иными словами, голодное брюхо к благоустройству глухо.
  • Крупицы пожеланий жителей и бизнесменов с этой улицы на деле оказались бесполезны. Фантазии на тему «чего не хватает Красноармейской» превратились в «если б я был султан…». Количество объявлений «Продам почти новый велотренажер/аэрогриль/йогуртницу» говорит нам о том, как сильно люди заблуждаются в своих желаниях. И если ненужные покупки можно продать на Авито, то благоустройство — нет.

Горожане хотят набор шаблонного наполнения любого общественного пространства: фонтан, памятник, кинотеатр, каток, тренажеры, беседку, бесплатный Wi-Fi, площадку для выгула собак. Они хотят того, чем раньше не пользовались и с большой долей вероятностью пользоваться не будут.

В другом исследовании мы на цифрах доказали: жителям города бесплатный Wi-Fi не нужен, во дворах, где он установлен, статистика подключений – 4-5 раз в год. Беседки и столики, которые вносят в проект, чтобы люди читали на природе и устраивали пикники, используются в других целях и только порождают новые конфликты.

Реакция на изменения

Первая концепция благоустройства строилась вокруг темы «повысить осознанный трафик для бизнеса». И жители тоже говорили: нам бы деревьев побольше, нам бы магазинов хороших. Проиллюстрировать их мечты в тот момент могла бы картинка тихой европейской улицы.

Но как только на Красноармейской появились паллеты и фанерные кубы, которые предназначены для пассивного отдыха взрослых, резко выросло количество детей и семей с детьми с активными сценариями поведения и игр. «Портрет» улицы изменился настолько, что предсказать это на основе весенних замеров и опросов было нереально. А значит, если бы проект реализовали в капитальном виде в его первой версии, это была бы грандиозная ошибка. И снова получается: пошли бы на поводу опросов и желаний — зашли бы в тупик.

Еще смешнее выглядит опрос людей на улице о том, как они оценивают функциональность и полезность новых конструкций. Респонденты говорят: кубы — бесполезная вещь, а пользователи частотой взаимодействия доказывают — хит!

Так что? Все опросы — бесполезны? И имеем ли мы право игнорировать это ошибочное мнение — спросили меня. Конечно, нет.

Никаких универсальных лекарств и идей, как обойти противоречия и самообман, у меня нет. Пока максимально эффективно проявила себя методика «тестирования прототипов», как наш эксперимент на Красноармейской. Но этот опыт невозможно применять повсеместно. Поэтому могу говорить только о существовании проблемы. А также о необходимости совершенствовать опросные методики и учиться интерпретировать ответы, не искажая суть.