Когда в названии англоязычного фильма есть слово «red», это автоматически означает, что там будет про KGB, Stalin, Kalashnikoff, vodka, matreshka and balalaika. За примерами далеко ходить не нужно: «Красная жара», «Красный рассвет», «Красный скорпион», «Красный воробей» ну и так далее. Красный цвет наш навсегда. Новый художественный фильм заслуженного британского театрального режиссера Тревора Нанна под названием Red Joan («Красная Джоанна») недалеко ушел от этого клише. Наши прокатчики переименовали фильм в «Код красный», стало чуть менее политизированно, издалека может даже сойти за остросюжетный боевик.
Если бы не фигура 84-летней Джуди Денч на всех плакатах. Вряд ли этой старушке – божий одуванчик удастся устроить заварушку без верного Джеймса Бонда на подхвате. Ну или кого-то вроде него. В последние годы Кавалеру ордена Кавалеров Почета Джуди Денч достаются роли начальниц, если не директора британской спецслужбы, то королевы, княгини или матери-настоятельницы.
![]() Фото: kinopoisk.ru |
---|
Но «Код красный», вопреки тревожному названию, фильм довольно мирный, если не сказать пацифистский. Самая жесткая сцена тут связана с пощечиной, которую целомудренная английская леди отвешивает зарвавшемуся кавалеру. Начинается все с пасторали о трогательной маленькой пенсионерке, которая подстригает свой идеальный газон, пьет из безупречной фарфоровой чашечки безукоризненно-британский чай и уже собралась было сесть в кресло, чтобы открыть свежий номер Times, как в дверь постучали агенты Mi5. И арестовали ее.
![]() Фото: kinopoisk.ru |
---|
Что-то очень похожее было в последнем фильме Клинта Иствуда с ним самим в главной роли. Там тоже все начиналось с довольно грубо прерванной цветочной идиллии. Да его не арестовали, а просто выгнали на улицу, и не агенты контрразведки, а судебные приставы, но не суть. Эта сцена о том, что несмотря на почтенный возраст, ордена, заслуженную пенсию и теперешнюю внешнюю благообразность, прошлое у Джуди Денч и Клинта Иствуда было одинаково героическим и бурным. И по закону жанра оно обязательно настигнет, раздастся стук в дверь и придется платить по счетам.
Тем более что счета у бывшей английской библиотекарши миссис Джоан Стенли, которую сыграла Джуди Денч, посерьезней, чем у прадедушки Иствуда. Она не убивала мексиканцев за пригоршни долларов на итальянском Диком Западе. Вместо этого она, на минуточку, спасла мир от Третьей мировой войны.
![]() Фото: kinopoisk.ru |
---|
Вот с этого момента хочется поподробней. От Третьей мировой в англоязычном кино мир бесчисленное множество раз спасал уже упоминавшийся Джеймс Бонд. Потом, конечно, Брюс Уиллис, Харрисон Форд, Бен Аффлек даже, это если не говорить про Супермена и прочих героев в трико, которые этим занимаются перманентно. С нашей стороны кино про это не снимали, зато в реальной жизни у нас был Станислав Евграфович Петров, советский офицер, «Человек, который предотвратил ядерную войну» после инцидента 26 сентября 1983 года. Вообще, у нас же все засекречено, но, наверное, Хрущева можно назвать спасителем от ядерной войны на пару с Кеннеди. Наверняка многие из тех странных 70% сейчас с готовностью записали бы в такие спасители и Сталина. Он же запустил отсталых крестьян в космос и сделал обладателями водородной бомбы, ну и так далее по тексту. Еще есть, например, Горбачев, которому Нобелевскую премию дали за такое спасение, правда, здесь у нас его за это в основном считают предателем. Те же самые 70%, а может, и больше даже. При чем же здесь английская пенсионерка Джоанна?
![]() Фото: kinopoisk.ru |
---|
Про полковника Станислава Петрова американцы тоже фильм сняли. С Кевином Костнером в главной роли. |
А при том, что она, по общему мнению, тоже предательница. Ну, точнее, не она, а ее реальный прототип Мелита Норвуд. До того как устроиться в сельскую библиотеку, Мелита Норвуд работала в сверхсекретном британском научном центре по разработке ядерного оружия. И все это время, 40 лет подряд, сливала информацию КГБ. А мы-то были уверены, что украли Манхэттенский проект у американцев. Но нет, создатели фильма «Код красный» уверяют, что воровали мы у британцев, причем решающий вклад в это дело внесла именно Джоанна/Мелита, которую местные коммунисты из Кембриджской пятерки завербовали еще в 1930-е.
![]() Фото: kinopoisk.ru |
---|
Мелита Норвуд – «самый ценный агент КГБ в Великобритании» |
Уж извините за такой спойлер. Впрочем, все эти шокирующие подробности раскрываются уже на 5-й минуте фильма, это не детектив, а скорее мемуары, воспоминания арестованной «бабушки-шпионки» в допросной камере. И главный вопрос тут не «что она сделала?», а «почему?».
![]() Фото: kinopoisk.ru |
---|
В связи с этим действие построено на флэшбэках, сценах из жизни молодой Джоанны Стенли, которую играет Софи Куксон («Kingsman: Секретная служба», «Белоснежка и охотник 2»). Все переносится во времена Уинстона Черчилля, когда гитлеровские бомбардировщики терроризировали Лондон, а красавица Джоанна изучала физику в Кембридже. Тогда вся прогрессивная английская молодежь обожала Советский Союз, коммунизм был «в тренде». В «архиве Митрохина», на основании которого Ми5 удалось арестовать Мелиту Норвуд в 1999 году, были сотни агентов КГБ в Британии. Многие из них стали сотрудничать с русской разведкой именно тогда, на волне наивысшей популярности СССР на Западе, когда мы были союзниками во Второй мировой.
![]() Фото: kinopoisk.ru |
---|
За мотивацию реальной Мелиты Норвуд, в общем-то, никто никогда особенно не заморачивался. Просто она чокнутая коммунистка. Фанатик. Кто еще, кроме фанатика, способен на такое, зная к тому же, что за измену Родине в Великобритании вешают? Кстати говоря, Мелиту не повесили, она умерла в своей постели уже в 21 веке и до самой смерти оставалась верной партии Ленина.
![]() |
---|
Мелита Норвуд: «Я делала то, что делала, не ради денег, а чтобы предотвратить поражение новой системы, дорого заплатившей за то, чтобы обеспечить простых людей доступными продуктами питания и транспортом, образованием и здравоохранением… При аналогичных обстоятельствах я снова поступила бы так же». |
Такое объяснение никак не могло удовлетворить серьезного драматурга, наследника шекспировской традиции Тревора Нанна. Поэтому экранной шпионкой Джоанной руководят мотивы более человеческие. Джоанна, конечно, ходила на собрания, пела «Интернационал» и читала запрещенную литературу, но только потому, что была влюблена в красавца студента-сталиниста (Том Хьюз). А после разрывалась между ним и научным руководителем (Стивен Кэмпбелл Мур), который не только красавец, но еще и талантище. Правда, женат.
![]() Фото: kinopoisk.ru |
---|
В такой вот мелодраматической, максимально доступной форме и подается вопрос о расстоянии между изменой любовнику и изменой Родине. Первое, конечно, не очень хорошо, но за второе в Великобритании вешают. Подобная логика может довести серьезного историка до истерики. Ну или физика-ядерщика. Зато обычным людям все яснее ясного. Джоанна влюбилась. Так сильно, что захотела спасти человечество ценой измены любовнику и Родине одновременно. И поэтому сдала русским эти чертовы чертежи, чтобы они смогли уже наконец сделать свою бомбу, достичь паритета, и тогда никто не сможет ни на кого напасть и не будет больше никаких акций устрашения, как в Хиросиме и Нагасаки.
![]() Фото: kinopoisk.ru |
---|
Конечно, это звучит смехотворно и наивно и никого ни в чем не убеждает. В Соединенном Королевстве, да и за его пределами Джоанна Стенли/Мелита Норвуд до сих пор вполне однозначно считается изменницей Родины, без всяких «но» или «если». Но она в результате оказалась права: за следующие 70 лет ни один человек не погиб от атомной бомбардировки.
![]() Фото: kinopoisk.ru |
---|
Так же, наверное, и с этим фильмом в Великобритании. Ну кто, будучи в своем уме, станет симпатизировать советской разведчице, пытаться ее очеловечить, разобраться в ее чувствах, сейчас, после «Новичка» и Солсбери, когда русскими шпионами пугают детей? Только бесконечно наивный, безнадежный романтик сэр Тревор Нанн. Хотя он прав, конечно же. Ну в том смысле что make love, not war.