Американский режиссер Джордан Пил громко заявил о себе два года назад, когда его дебютный фильм ужасов «Прочь» (Get Out, 2017) оказался номинирован аж на четыре «Оскара», один из которых «За лучший оригинальный сценарий» он выхватил у Мартина МакДоны, режиссера и сценариста прекрасных «Трех билбордов на границе Эббинга, Миссури». Таким образом Пил стал первым афроамериканцем, получившим «Оскар» в этой номинации, а «Прочь» – первым дебютом, снискавшим такое количество наград. Не говоря уже о том, что жанровые фильмы, тем более ужастики, вообще никогда прежде не получали такого внимания у членов киноакадемии.
До того как стать режиссером, Пил был довольно известным в США стендап-комиком, снимался в юмористических телешоу на канале Fox. И такой резкий переход к режиссуре и хоррору также стал сенсацией. Наши комики тоже любят играть в кино и охотно снимаются в разнообразных комедиях, где разыгрывают свои привычные скетчи, только на большом экране. Светлаков и Нагиев делали попытки сниматься в драмах, но без особенного успеха, сейчас никто и не вспомнит названия этих фильмов.
А Джордану Пилу этот скачок от смешного к страшному дался удивительно легко. Его второй фильм, так же как и первый, это не совсем ужастик – иначе не видать ему всех этих премий и номинаций. Под канонический слэшер, с выпрыгиванием из-за угла, перерезанием горла и хлещущей кровищей замаскирована социальная драма с философским конфликтом. В первом фильме определить его было попроще – злые и богатые белые используют бедных и хороших черных. Буквально пересаживают свои интеллектуальные либеральные белые мозги в их недалекие черные головы.
В фильме «Мы» четко провести границу между добром и злом, героями и антигероями намного сложнее. Потому что он про «нас». Про таящегося у каждого в подсознании Другого, злого двойника, темное альтер эго. Это не призраки и не инопланетяне. Так же как и в первом фильме Пила, сюжетные повороты не связаны с потусторонней мистикой. Во всем виноваты мы сами. И (спойлер) злокозненное правительство.
Американское семейство Уилсонов – мама Аделаида, папа Гейб, дочь Зора и сын Джейсон – приезжают отдохнуть в летний домик в Санта-Круз. Дети долбятся в телефоны, папа (Уинстон Дьюк, «Черная пантера») демонстрирует всем новокупленную моторную лодку. Все веселятся и пьют пиво с соседями (Элизабет Мосс «Вершина озера», «Рассказ служанки», «Квадрат», Тим Хайдекер «Черный понедельник», «Человек-муравей и оса»), и только мама (Лупита Нионго «Черная пантера», «Звездные войны», «12 лет рабства») встревожена. Она вспоминает, что в детстве они с семьей отдыхали здесь. Маленькая Аделаида забрела в зеркальный лабиринт на пляже и встретила там среди отражений своего двойника. Встреча так напугала ребенка, что на следующие несколько месяцев она потеряла возможность говорить, а психиатр диагностировал у нее мощнейший посттравматический стресс. Все последующие 20 лет Аделаиде кажется, что злой двойник преследует ее.
Она пытается убедить семейство немедленно уехать, но поздно – на лужайке перед домом стоят четыре человека в красных комбинезонах, мама, папа, дочь и сын. Пришельцы ничего не говорят, но настроены очень агрессивно и вооружены заточенными ножницами. Они вламываются в дом и скручивают хозяев. А потом злой двойник Аделаиды рассказывает хозяевам что они – «связанные».
У каждого американца (а может, и не только у американца) есть свой «привязанный» близнец. До этого момента все они жили в тоннелях под землей и готовили революцию. Ну потому что там холодно и страшно, а на поверхности тепло и солнечно, и теперь подземные двойники хотят заменить собой людей с поверхности. Такие нападения происходят в эту минуту везде. К семейству соседей тоже пришли злая Элизабет Мосс, злой Тим Хайдекер и злобные чокнутые близняшки. Ну и так далее.
Больше всего это напоминает «Вторжение похитителей тел», но с той разницей, что здесь нет никаких пришельцев. Никому никуда не надо лететь. Другие, так же как в последней экранизации «Войны миров» Уэллса, всегда находились рядом, у нас под ногами. Как и в фильме Спилберга, это метафора холодной войны, точнее ее окончания. Теперь враг не в космосе и не за океаном, он под нашей собственной землей, он – это мы.
Так что, да, наверное, пора уже всем надеть по красному комбинезону, заточить ножницы и начать с себя. Но не забывать и про злокозненное правительство.