Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Падение черного ястреба по-русски. Павел Матяж о фильме «Балканский рубеж»

18 марта 2019, 10:08
Падение черного ястреба по-русски. Павел Матяж о фильме «Балканский рубеж»
Фото: Павел Матяж для 66.RU
Российско-сербское пропагандистское кино о марш-броске на Приштину батальона российских десантников, которому в этом году исполняется 20 лет. За «наших» – Гоша Куценко, Гойко Митич и Эмир Кустурица.

Военно-патриотическое направление, в котором не без поддержки партии и правительства движется российское кино 21 века, выбрано нашими кинематографистами всерьез и надолго. Нашими главными врагами, как и в советские времена, являются немцы – именно на борьбу с фашистской Германией каждый год выделяются основные средства из Фонда кино, Министерства культуры Российской Федерации и ведущих российских телеканалов.

Изредка появляются фильмы про татаро-монгольское средневековье и прочие богатырско-былинные дела («Викинг», «Александр. Невская битва», «Легенда о Коловрате»), буквально пара фильмов есть про конфликты с поляками («Тарас Бульба», «1612») и еще два про Гражданскую («Адмирал» и «Герой»).

Падение черного ястреба по-русски. Павел Матяж о фильме «Балканский рубеж»
Фото: kinopoisk.ru

Последние фильмы про войну с Наполеоном или петровские победы над шведами снимали на «Мосфильме» в 70-е. Про триста лет войны с турками в 21 веке вышел один-единственный «Турецкий гамбит», и там далеко не про Ушакова с Нахимовым. А генералиссимус Александр Суворов появлялся на российских экранах только в сомнительном качестве рекламного персонажа, да и то лет 20 назад. Все это весьма странно, учитывая напряженность в отношениях с Западом, которая длится тоже лет 20 как. В такие времена сам бог велел снимать кино про то, как русские солдаты громят будущих членов Евросоюза и НАТО и входят в европейские столицы.

Падение черного ястреба по-русски. Павел Матяж о фильме «Балканский рубеж»
Фото: kinopoisk.ru

Эпичных побед в истории русского оружия было довольно много, но чиновники из министерства культуры предпочитают не рисковать и продолжают бомбить Берлин, словно выживший из ума дедушка из песни «Агаты Кристи». В этой связи решение выделить деньги на экранизацию марш-броска на Приштину внушает осторожный оптимизм. Ну хоть какое-то разнообразие. С другой стороны, знаменательный бросок, который произошел 12 июня 1999 года, до сих пор обладает статусом секретной операции и, к сожалению или счастью, уже основательно подзабыт. Что там такого произошло, доподлинно неизвестно в связи с вышеозначенной сверхсекретностью. В любом случае славной победой российского оружия или дипломатии приштинский инцидент, который при ничтожном военно-стратегическом и политическом значении едва не стоил миру Третьей мировой, не назовешь. Ну почему не Бородино, не Полтава, не Измаил, а Приштина?

Падение черного ястреба по-русски. Павел Матяж о фильме «Балканский рубеж»
Фото: kinopoisk.ru

Ответом на это, скорее всего, можно назвать пассионарность непосредственных участников событий – российских военных. Так же, как в истории двухлетней давности с фильмом «Крым». Тогда лично министр обороны Сергей Кужугетович Шойгу принял решение и скомандовал практически снять кино про крымскую спецоперацию, которая тоже едва не стоила миру Третьей мировой.

Падение черного ястреба по-русски. Павел Матяж о фильме «Балканский рубеж»
Фото: kinopoisk.ru

Кадр из фильма «Крым», режиссер Алексей Пиманов, Россия, 2017

На этот раз инициатором процесса стал Юнус-Бек Баматгиреевич Евкуров. Ныне действующий глава республики Ингушетия выступил главным консультантом «Балканского рубежа». Тогда, в 1999-м, именно майор Юнус-Бек Евкуров руководил группой из 18 бойцов ГРУ, которая тайно проникла на территорию аэропорта Слатина и фактически контролировала его до подхода российского десантного батальона. Если кто-то и знает, что конкретно там произошло, так это «Бек» Евкуров, в фильме его сыграл Гоша Куценко, который одновременно стал продюсером картины.

Падение черного ястреба по-русски. Павел Матяж о фильме «Балканский рубеж»
Фото: kinopoisk.ru

Гоша Куценко в одном из интервью говорил, что ориентировался при съемках фильма на «Падение черного ястреба» – знаменитый фильм Ридли Скотта 2001 года, посвященный сражению в Могадишо 1993-го. Тогда под началом маэстро Скотта американских солдат одновременно играли: Джош Хартнетт, Юэн Макгрегор, Том Сайзмор, Джейсон Айзекс, Орландо Блум, Том Харди, Сэм Шепард, Эрик Бана, Николай Костер-Вальдау, Джереми Пивен и много кто еще.

Падение черного ястреба по-русски. Павел Матяж о фильме «Балканский рубеж»
Фото: kinopoisk.ru

Кадр из фильма «Падение черного ястреба», режиссер Ридли Скотт, США, Великобритания, 2001

Но против $92 млн «Черного ястреба» у Гоши Куценко оказалось только 230 млн рублей. Поэтому вместо оператора Славомира Идзяка («Три цвета: Синий», «Гаттака», «Гарри Поттер и Орден Феникса») у нас Вячеслав Лисневский («Чемпионы», «Грач», «Балабол»), а вместо композитора Ханса Циммера – песни группы «Кино» и каверы на Би-2 и «Сплин». Вообще, врубать «Дальше действовать будем мы» Виктора Цоя и показывать при этом колонну бэтээров с российскими флагами – это запрещенный прием. Кто им вообще право дал? Включали бы свое любимое «Любэ».

Падение черного ястреба по-русски. Павел Матяж о фильме «Балканский рубеж»
Фото: kinopoisk.ru

До «Черного ястреба» «Балканскому рубежу» как до луны. Он больше похож на одну из серий российского сериала «Спецназ» 2002 года. Хотя по части спецэффектов и графики ближе к более современному британскому военно-патриотическому шоу «Ответный удар». И в том и в другом аналоге команды спецназовцев небольшие, 5-6 человек, что в условиях многосерийного проекта вполне прагматично. Вот и Гоша Куценко сократил количество разведчиков до пятерых, зато у каждого звучный псевдоним/позывной: Антон Пампушный – «Шатай», Равшана Куркова – «Вера», Кирилл Полухин – «Бармин», Нодари Джанелидзе – «Гирей», Сергей Марин – «Слащ».

Падение черного ястреба по-русски. Павел Матяж о фильме «Балканский рубеж»
Фото: kinopoisk.ru

Все эти классные ребята под командованием Евкурова шуровали на Балканах еще в 1995-м. С никому не известными сверхсекретными целями. Шуровали не очень успешно – в ходе операции потеряли одного из своих, убили важного заложника и в результате оказались уволены из рядов Вооруженных сил РФ в полном составе. С этого стартуют события фильма.

Падение черного ястреба по-русски. Павел Матяж о фильме «Балканский рубеж»
Фото: kinopoisk.ru

Разведчики рассеялись по территории бывшей Югославии и следующие четыре года занимались неизвестно чем – ну они же разведчики. Но в 1999-м, когда натовские стелсы принялись бомбить Белград, группа Гоши Куценко снова понадобилась Родине. В максимально короткие сроки он отыскал своих бывших подчиненных, скрывающихся в не самой маленькой из европейских стран в ситуации всеобщей анархии. Не спрашивайте как – это военная тайна. Но сам эпизод хорош, чем-то напоминает «Великолепную семерку», когда Юл Бриннер собирает бойцов для защиты мексиканского селения от бандитов. В ходе него покажут колоритную компанию сербских проституток, местную милицию во главе с Гойко Митичем и процитируют «Андеграунд» Эмира Кустурицы (сам великий балканский режиссер тоже появится на несколько секунд).

Падение черного ястреба по-русски. Павел Матяж о фильме «Балканский рубеж»
Фото: kinopoisk.ru

С мотивацией у бывших русских разведчиков такая же беда, что и у американских стрелков с Дикого Запада. Зачем им захватывать и оборонять этот аэропорт, никто внятно так и не объяснит. Правда, у Антона Пампушного по кличке Шатай мотивация такая, что и не снилась Чарльзу Бронсону и Стиву Маккуину. Любовь! В ходе своей сверхсекретной жизни на территории бывшей Югославии тот встретил женщину-катастрофу по имени Ясна, которую сыграла начинающая сербская актриса Милена Радулович. Сначала она чудом выжила в натовской бомбардировке белградского роддома, а потом умудрилась дважды попасть в плен к одной и той же группе албанцев из «Армии освобождения Косово» и по удачному стечению обстоятельств содержится в том самом аэропорту.

Падение черного ястреба по-русски. Павел Матяж о фильме «Балканский рубеж»
Фото: kinopoisk.ru

Моральный облик представленных в фильме натовских военных, которые разбомбили роддом, а потом цинично скрываются в еще одном под личиной швейцарских врачей, вполне прозрачен – они бездушные фашисты. Но по сравнению с солдатами из «Армии освобождения Косово» они просто ангелы. Угрюмые, смуглолицые и небритые албанцы визуально ничем не отличаются от чеченских боевиков и ведут себя соответствующе. Целыми днями они только и делают, что грабят и убивают безоружных стариков, женщин и детей. Злобно хохоча без каких бы то ни было причин, на глазах у сына расстреливают православного священника. Короче говоря, создатели фильма так перебарщивают с инфернальным обликом зверей-албанцев, что окончательно превращают не лишенный, в общем-то, достоинств фильм в пропагандистскую агитку. К которой нет никакого смысла относиться серьезно.

Падение черного ястреба по-русски. Павел Матяж о фильме «Балканский рубеж»
Фото: kinopoisk.ru

А жаль. Если хотя бы 10% из показанного в «Балканском рубеже» – правда, значит, наши солдаты (неофициально, конечно же) действительно совершили там абсолютно бессмысленный, но от этого не менее героический подвиг. А шанс дождаться внятной документалки на эту тему или успешного рассмотрения приштинского инцидента другим режиссером стремится к нулю. При таком градусе патриотического угара.

66.ru благодарит сеть кинотеатров «Киномакс» за предоставленную возможность посмотреть «Балканский рубеж».