Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Николь Кидман спивается в ужасе, грязи и одиночестве. Павел Матяж – о фильме «Время возмездия»

15 марта 2019, 12:53
Николь Кидман спивается в ужасе, грязи и одиночестве. Павел Матяж – о фильме «Время возмездия»
Фото: Павел Матяж для 66.RU
Довольно стандартный детектив о стареющем полицейском-алкоголике производит необычное впечатление из-за фигуры главного героя, которого сыграла оскароносная Николь Кидман.

Представьте пьяного в стельку, седого и морщинистого, изможденного прожитыми годами и дешевым виски полицейского детектива. Утром ему страшно открыть глаза, его мучают приступы адской боли, он еле передвигает ноги. Преступники, реальные или только потенциальные, плюют ему в лицо, откровенно издеваются над ним, довольно часто просто избивают, потому что понимают, что такой коп не представляет угрозы, в этом состоянии он никого уже не может арестовать.

Каким-то немыслимым образом ему удалось сохранить рабочее место, поэтому в непродолжительные моменты просветления детектив пытается расследовать какое-то старое дело. Еще ему хочется наладить отношения с неожиданно выросшим ребенком, который его, по понятным причинам, в грош не ставит. Вроде бы такое уже сто раз было. Подобных, слабо держащихся на ногах, но в чем-то еще довольно жестких профессионалов воплощали на экране Богарт и Клинт Иствуд, Де Ниро и Пачино, Майкл Фассбендер, Брюс Уиллис, Мел Гибсон, Рутгер Хауэр, Даниель Отой и много кто еще. Даже Венсан Кассель буквально два месяца назад играл что-то подобное.

А теперь представьте, что этот пропащий алкаш – Николь Кидман. Тут, конечно, сразу хочется поздравить феминисток с очередным завоеванием, а Кидман – с 14-й номинацией на «Золотой Глобус». Благодаря этим прекрасным женщинам возможность спиваться в ужасе, грязи и одиночестве перестала принадлежать исключительно мужчинам.

Фото: kinopoisk.ru

Голливудская дива Николь Кидман начала сниматься еще в детстве, но роли принцесс и русалочек ей доставались нечасто. Возможно, потому, что 1988-м, в самом начале карьеры, она сыграла в мини-сериале «Бангкок Хилтон» австралийскую туристку, несправедливо приговоренную к смерти за провоз наркотиков в Таиланд. Долгие часы она провела тогда в мрачнейшей азиатской тюрьме в ожидании расстрела. Сериал стал так популярен, что его даже показывали в СССР. С тех пор амплуа жертвы разнообразных суровых обстоятельств стало частью сценического образа Кидман. В последующие годы ее истязали мужья, любовники, коллеги и просто случайные знакомые, брали в заложники террористы и инопланетяне, она голодала и умирала от страшных болезней. Снова и снова страдала и мучилась, работала под руководством лучших режиссеров планеты и получала за это всевозможные награды.

Фото: kinopoisk.ru

Но для роли детектива полиции Лос-Анджелеса Эрин Белл ей пришлось не только заболеть и состариться – такое она уже проделывала не раз, например в фильме «Часы». Тогда, в 2002-м, за роль Вирджинии Вулф ей дали «Оскара». Во «Времени возмездия» у гримеров Кидман была похожая задача, но вот ей самой пришлось выйти из образа униженной и оскорбленной жертвы. Детектив Эрин Белл – скорее охотница.

Фото: kinopoisk.ru

В середине девяностых она с напарником (Себастиан Стэн – Зимний Солдат из киновселенной Марвел) работала под прикрытием в банде грабителей банков. Напарники должны были разыгрывать влюбленную парочку, и, как часто случается в кино, служебное задание переросло в настоящее чувство. Но все пошло не так. Ограбление провалилось, напарник погиб, бандиты разбежались. В «Бешеных псах» Тарантино, с которым вся эта ситуация невольно ассоциируется, возмездие настигает незадачливых грабителей в тот же день, спустя несколько часов.

Фото: kinopoisk.ru

Но режиссер Карин Кусама – не Квентин Тарантино. В ее фильмах гораздо меньше динамики, если не считать «Эон Флакс» (хотя «Эон Флакс» лучше не вспоминать). Вот и «Время возмездия» для полицейских и воров наступает через 17 лет после ограбления.

Фото: kinopoisk.ru

Все это время детектив Белл пыталась залить чувства вины и потери, бессильную ярость, тревогу и отчаяние разнообразным алкоголем и наркотиками. За демонстрацию результатов воздействия всего этого на человеческих организм гримеры и сама Николь Кидман заслуживают отдельный респект. Особенно шокирующе это выглядит на контрасте с флешбэками, воспоминаниями Эрин о деталях подготовки к ограблению семнадцатилетней давности, когда сама она была цветущей рыжеволосой прелестницей.

Фото: kinopoisk.ru

В этом смысле фильм Карин Кусамы идет вслед скорее «Настоящему детективу», чем чему-то тарантиновскому. Да, Кидман играет и мать, и мстительницу, но она совсем не похожа на элегантную и энергичную Беатрикс Киддо. А настроение картины совсем не напоминает постмодернистское хихиканье, которым сопровождаются все фильмы Тарантино.

Фото: kinopoisk.ru

Это максимально жесткая и мрачная история о саморазрушении – по-английски фильм называется Destroyer. Тяжелая, тягучая, медленная, как ночной кошмар. Героиня Николь Кидман ковыляет по лос-анджелесским улицам. Хорошо знакомые по миллионам фильмов, обычно залитые ярким солнцем, здесь они буднично-серые, дождливые, похмельно-болезненные какие-то. Детектив Белл пытается найти кого-то из бывших подельников (Тоби Кеббелл, Татьяна Маслани, Брэдли Уитфорд) – время их тоже не щадило, кто-то умер, кто-то еще умирает, а кто-то стал священником. Или поговорить с бывшим мужем (Скут МакНэйри) и дерзкой дочкой, которая связалась с местной шпаной.

Фото: kinopoisk.ru

И все это разрушено по ее вине, которую не искупить. Мертвых не воскресить, больных не вылечить, ничего не исправить, не вернуть, ничем не компенсировать. Даже вспомнить ничего хорошего не получается. Но она все равно попытается и будет барахтаться в этой ей самой расставленной паутине, заранее обреченная на полный провал. Вряд ли эту историю можно назвать личной для голливудской отличницы Николь Кидман, которая просто доказала, что может сыграть кого угодно. Но для Карин Кусамы, творческий путь которой состоит почти из одних провалов, детектив Эрин Белл – уж точно не просто очередной персонаж.