Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Летим в космос на консервной банке из г**на и палок. Павел Матяж о фильме «Человек на Луне»

16 октября 2018, 12:38
Колонка
Летим в космос на консервной банке из г**на и палок. Павел Матяж о фильме «Человек на Луне»
Фото: Павел Матяж для 66.RU
Неожиданно мрачный и реалистичный байопик астронавта Нила Армстронга от голливудского вундеркинда Дэмьена Шазелла («Одержимость», «Ла-Ла Ленд»).

О полете на Луну начали снимать кино в 1902-м («Путешествие на Луну», режиссер Жорж Мельес), задолго до высадки там американских астронавтов (хотя многие не верят, что сама историческая высадка и последующие пять вообще имели место) и продолжают снимать в 2018-м. Сейчас в основном в Голливуде.

Наши космонавты до спутника Земли так и не добрались. Неужели это значит, что и экранизировать нечего? Наверняка ведь был не менее выдающийся процесс, полный подвигов, преодолений и локального героизма. Хотя у нас все же есть один дерзкий квазиисторический фильм Алексея Федорченко «Первые на Луне». О советской лунной программе, которая якобы была успешно осуществлена в 1930-е, но была так засекречена, что даже большинство участников проекта были не в курсе, над чем, собственно, работают. Что-то такое на стыке «Доктора Стрейнджлава» Стэнли Кубрика, «Аэлиты» Толстого и «Омона Ра» Пелевина.

Летим в космос на консервной банке из г**на и палок. Павел Матяж о фильме «Человек на Луне»
Фото: kinopoisk.ru

Кадр из фильма «Первые на Луне», режиссер Алексей Федорченко, Свердловская киностудия, 2004

Пока наши занимались мифотворчеством, американцы на правах хозяев (в том смысле, что все 12 человек, когда-либо ступавших по поверхности Луны, – граждане США) снимали о Луне с завидным постоянством. Поначалу, конечно, как бы реалистические душераздирающие драмы «Обратный отсчет» Роберта Олтмена или «Потерянные» Джона Стерджеса. Эти снимались по горячим следам в конце 60-х. Но были и более поздние, вроде «Апполона-13». Этот фильм Рона Ховарда вышел в 1995-м. Он был посвящен примерно тем же событиям, а именно неудачной третьей лунной экспедиции, едва не закончившейся трагедией, и тоже был довольно реалистичным, но уже менее мрачным и надрывным, что ли. «Хьюстон, у нас проблемы» – это цитата оттуда как раз.

Летим в космос на консервной банке из г**на и палок. Павел Матяж о фильме «Человек на Луне»
Фото: kinopoisk.ru

А сейчас про Луну снимают и философский сай-фай («Луна 2112»), и молодежные комедии («Приключения Плуто Нэша»). Да и вообще, в мире, где в одной далекой-далекой галактике борется за власть уже третье поколение джедаев, в другой выясняют отношения хищники и чужие, а в третьей бушует Война Бесконечности, Луна перестала быть каким-то сакральным объектом. Туда уже запускали Джеймса Бонда («Лунный гонщик»), женщин-кошек («Женщины-кошки на Луне»), разнообразных инопланетян (ну, например, «День Независимости», хотя на самом деле сцена оккупации Луны внеземной цивилизацией есть практически в каждом фильме на тему), роботов-трансформеров («Трансформеры-3. Темная сторона Луны») и даже фашистов во главе с Гитлером («Железное небо»). Скоро Роберт Родригес отправит туда Дэнни Трехо в продолжении истории о Мачете «Мачете убивает вновь... В космосе!»

Летим в космос на консервной банке из г**на и палок. Павел Матяж о фильме «Человек на Луне»
Фото: kinopoisk.ru

Кадр из фильма «Мачете убивает», режиссер Роберт Родригес, Troublemaker Studios, 2013

В этой ситуации «First man», четвертый фильм Дэмьена Шазелла, получившего очень хорошие отзывы критиков и зрителей за свою «Одержимость» и «Оскара» за «Ла-Ла Ленд», мог быть каким угодно и о чем угодно. Хоть комедией, хоть мюзиклом, хоть хоррором, хоть социальной фантастикой. Но 33-летний Дэмьен решил обратиться к первоисточникам Олтмена и Стерджеса. «Человек на Луне» – душераздирающий и мрачный, насколько это вообще возможно, а по части реалистичности даст американским классикам сто очков вперед.

Летим в космос на консервной банке из г**на и палок. Павел Матяж о фильме «Человек на Луне»
Фото: kinopoisk.ru

Начинается все с похорон ангела – двухлетней девочки Карен Армстронг – дочери будущего легендарного астронавта. Нил с окаменевшим от горя лицом опускает маленький гробик в землю. Его играет Райан Гослинг, которому окаменевшее лицо удается лучше всего. Он не меняет выражения следующие два часа, а оскароносный оператор Линус Сандгрен большую часть времени берет его так крупно, что выясняется, что Гослингу и рот не очень-то нужен – он все играет глазами и бровями.

Летим в космос на консервной банке из г**на и палок. Павел Матяж о фильме «Человек на Луне»
Фото: kinopoisk.ru

Двойная эмоциональная нагрузка ложится в связи с этим на жену Армстронга Дженет. Жену на самом деле первую, в фильме этого не будет, но американские зрители в курсе, что, несмотря на все ее усилия, брак Армстронгам сохранить не удастся. Это придает ее действиям дополнительный оттенок обреченности, и многие критики уже называют актрису Клер Фой, которая сыграла Дженет, главной претенденткой на женский «Оскар». Каменному Гослингу, скорее всего, опять ничего не достанется, а вот Клер Фой очень даже.

Летим в космос на консервной банке из г**на и палок. Павел Матяж о фильме «Человек на Луне»
Фото: kinopoisk.ru

Женам астронавтов вообще посвящена добрая половина фильма. Тому, как они пытаются сохранять видимость нормальной американской жизни в пригороде, разрываясь между детскими праздниками и похоронами мужей, чем дальше, тем больше превращающимися в рутину.

Летим в космос на консервной банке из г**на и палок. Павел Матяж о фильме «Человек на Луне»
Фото: kinopoisk.ru

Мужья-астронавты действительно наряжаются в черные похоронные костюмы чаще, чем в белоснежные астронавтские. Разбиваются и сгорают заживо они с ужасающей периодичностью и, как может показаться, на ровном месте. Так, как сгорел, например, американский Гагарин (первый американский астронавт и первый американец в открытом космосе) Эд Хиггинс, вместе с двумя другими астронавтами, во время испытаний на мысе Канаверал, внутри «Апполона-1», который даже никуда не летел.

Летим в космос на консервной банке из г**на и палок. Павел Матяж о фильме «Человек на Луне»
Фото: kinopoisk.ru

В этом смысле «Человек на Луне» очень реалистичен, но совсем не похож на недавнюю «Гравитацию». Технологичные и аккуратные куароновские шаттлы, внутри которых выживали Сандра Буллок и Джордж Клуни, выглядят футуристикой по сравнению с жуткими консервными банками из говна и палок, которые были верхом научно-технической мысли в 60-е. Действительно, возникает вопрос, как можно было на этом долететь до Луны. Каждое движение заставляет железяки жутко трястись и скрежетать, а зрителей в зале испытывать приступы тошноты и клаустрофобии. Гослинг и его товарищи по несчастью в этой ситуации призваны испытывать только полную беспомощность и леденящий ужас, судя по всему.

Летим в космос на консервной банке из г**на и палок. Павел Матяж о фильме «Человек на Луне»
Фото: kinopoisk.ru

Впрочем, товарищами их назвать сложно. Нил Армстронг отличался таким характером, что получил от коллег, летчиков-испытателей, прозвище «Ледяной капитан». Еще до смерти дочери. А уж после он вообще теряет дар речи, какое уж тут товарищество. Абсолютно немая роль, возможно, Гослинг даже слегка переборщил с этим. Невозможно представить, чтобы такой человек захотел произнести эту фразу про «Маленький шаг для человека», не говоря уже про «Удачи, мистер Горски».

Летим в космос на консервной банке из г**на и палок. Павел Матяж о фильме «Человек на Луне»
Фото: kinopoisk.ru

Сложно сказать, удача ли это для Дэмьена Шазелла, шаг вперед по сравнению с «Ла-Ла Лендом» и «Одержимостью» или нет. Но в одном он остался верен себе. Его собственная космическая одиссея — это не про национальный американский триумф и не про подвиг команды профессионалов, а про боль одной американской семьи и ее главы Нила Армстронга. Поэтому в полной тишине на поверхности Луны он не возится с американским флагом и не поет пресвитерианские гимны, а оставляет там крохотный браслетик своей дочери Карен. Трогательный личный вымысел против пафосной коллективной правды.