Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Пять памятников. Главные храмы Урала с точки зрения историка архитектуры

27 июля 2018, 17:53
Колумнист 66.RU, краевед-энтузиаст, автор проекта «Архликбез» Надежда Бурлакова продолжает серию экспериментальных публикаций, посвященных самым знаковым зданиям Екатеринбурга, Свердловской области и Урала. Практикующие архитекторы, преподаватели, чиновники от архитектуры, профессиональные архфанаты, просто интересные люди рассказывают о своих любимых зданиях. В очередной серии экскурсию по Екатеринбургу и окрестностям проводит архитектор-преподаватель Анри Каптиков.

Каптиков Анри Юрьевич, любимый преподаватель сотен студентов и выпускников УрГАХА и УРГУ (УрФУ). Человек, настолько увлеченный архитектурой, что своими лекциями и уникальным чувством юмора пробуждал и пробуждает страсть к зодчеству у своих слушателей.

Пять памятников. Главные храмы Урала с точки зрения историка архитектуры
Фото: предоставлено 66.RU Надеждой Бурлаковой

Анри Юрьевич — крупнейший специалист по архитектуре регионального барокко, и вместо многословного вступления он предпочел больше рассказать о памятниках архитектуры.

В этом выпуске — пять объектов храмового зодчества. И бонусы!

5 памятников от Анри Каптикова:

1. Троицкий собор, Соликамск. 1685 — 1697 гг. Хронологически это не самое первое каменное здание Урала, но именно с него начинается все уральское каменное храмовое зодчество. Стиль: узорочье.

2. Троицкий собор в Верхотурье. 1703 — 1712 гг. Уникальный памятник московского, его еще называют нарышкинским, барокко на Урале. Самый первый каменный храм на территории Свердловской области.

3. Так называемые Походяшинские церкви. К середине XVIII в., когда московское барокко на Урале достигло расцвета, по заказу заводчика Максима Походяшина было построено несколько храмов. Из них самый выдающийся — это Введенский собор в современном Карпинске (1761 — 1776 гг.).

4. Церковь Спаса Преображения в Нижней Синячихе. 1794 — 1823 гг. Прообраз «сибирского барокко», который попал во все учебники по региональной архитектуре. Среди всех памятников барокко Преображенский храм — самый яркий пример творческого переосмысления региональными мастерами уже распространенного архитектурного типа.

5. Не отдельный храм, а ансамбль нашего Новотихвинского монастыря в Екатеринбурге (1822 — 1854 гг.). Второго такого монастырского ансамбля в стиле классицизм не было по всей России. Особенно интересны три церкви, формирующие восточный фасад: Феодосия Тотемского, надвратной Введенской и Всех скорбящих радости — на общем фото слева направо.

Бонусы:

Для такого специалиста, как Анри Юрьевич, пять памятников — это очень мало. Мы не ограничиваем эксперта — поэтому еще два объекта!

Усадьба Харитонова–Расторгуева, Екатеринбург. Один из самых известных усадебно-парковых ансамблей (не только в родном городе). Комплекс строился на протяжении 30 лет — с 1794 по 1824 гг. В формировании его архитектурного облика принимал участие набиравший тогда популярность будущий главный архитектор екатеринбургских заводов Михаил Малахов. История усадьбы богатейшая, и даже «Википедия» расскажет много любопытных деталей.

Дом Севастьянова, Екатеринбург. Удивительное здание, архитектура которого — шейк множества стилей. Вошло в историю как единственный на Урале пример неоготики. Построен в начале XIX в. в популярном тогда классическом стиле, но уже в 1860-х, когда его хозяином становится коллежский асессор Николай Иванович Севастьянов, дом полностью перестраивается. Помогал хозяину архитектор Александр Иванович Падучев. По одной из легенд, Севастьянов собрал множество рисунков зданий, которые ему нравились, и попросил архитектора собрать всю красотищу при украшении его нового дома. Можно сколько угодно спорить об архитектурных достоинствах дома Севастьянова, но Екатеринбург украшает действительно редкий образец фантазии заказчика и архитектора.

Больше и подробнее об архитектуре Урала читайте на канале Надежды Бурлаковой «Архликбез».

Другие публикации спецпроекта: