— В собственном бизнесе есть два самых главных этапа: начать бизнес и вести его. И у этих этапов разная мотивация.
Начать бизнес — сложно. Это как заставить себя начать бегать по утрам. Ты долго собираешься, говоришь «вот завтра точно», ставишь кроссовки у выхода, кладешь спортивный костюм на стул. А потом приходит утро, и ты находишь причину (иногда весьма вескую) не бежать: ногу вчера потянул; дождь на улице; не успею собраться на работу и так далее.
В бизнесе все то же самое. Есть идея, есть видение, но сделать первый шаг все никак не получается: нет времени, денег, помещения.
Но вот вы переступили через страх, сомнения, прокрастинацию и начали.
Здесь наступает очередь второго вопроса — как вести бизнес? Вот мои типы подпитки, которые помогали и помогают мне гнать свое дело вперед.
Энергия новизны
Когда ты только начал — все в новинку. Каждый клиент, каждая сделка, каждый продукт или оказанная услуга, каждая освоенная технология.
Тебе приходят в голову безумные идеи. Или вдруг понимаешь, что все делал неправильно, и это хорошо. И вот уже вы с сотрудниками, резвясь, разбираете только что отстроенный цех, чтобы собрать его по-другому. В этой энергии все происходит на драйве. С позитивом.
Новизна появляется на разных этапах: переезд в другой офис, покупка нового оборудования, расширение штата, освоение новых направлений работы. Здесь главное — не увлекаться. Драйв обновления должен сменяться этапами спокойной и системной работы.
Это когда везет. И надо сделать так, чтобы везло как можно больше и дольше. Этот вид энергии требует постоянной подпитки. На успехе нельзя просто сидеть. Его надо множить. И тогда каждый звонок — новая сделка. Каждый рекламный ход — реальные заказчики. А в соцсетях только и разговоров о том, какой ты крутой и успешный.
Самое опасное в энергии успеха — когда кажется, что теперь так будет всегда. Что ты наконец оседлал удачу, стал крутым предпринимателем: выстроил верный бизнес, нашел постоянных клиентов и теперь можешь дать себе возможность отдохнуть.
Это иллюзия. Надо налечь на весла еще сильнее. Разрабатывать жилу, пока она не ушла. А она уйдет. Обязательно. Может быть, ненадолго, а может, и насовсем. И к этому моменту тоже надо быть готовым. К моменту, когда удача сменится неудачей.
Энергия неудачи
И вот он, провал. Дела начинают рассыпаться в труху один за другим: пришла претензия о бракованной продукции, крупный контракт уплыл к конкуренту, ключевой сотрудник уволился. И вот ты лежишь утром в постели под пикание будильника и думаешь, что дело всей жизни — бесполезное, мелкое и никому не нужное. Что ты тратишь лучшие годы впустую, когда все вокруг (судя по соцсетям) только и делают, что путешествуют, ходят по ресторанам, пьют вино, катаются на лыжах, организовывают свадьбы на живописных утесах с видом на Адриатику. А ты пашешь как раб на галерах с утра до вечера.
Просыпается злость: я сделаю, я смогу. Я всем докажу: друзьям, жене, маме, конкурентам, бывшей, которая сказала «ты неудачник». Докажу, что самый крутой. Что делаю свое дело лучше всех.
Волнение и неуверенность, которые холодным комком крутятся в районе солнечного сплетения, надо перемещать в голову и руки.
Чтобы голова остыла, а руки затряслись и начали выстукивать по клавиатуре новое коммерческое предложение.
Эта энергия, кстати, почти всегда сопровождается обострением суеверности. Ты начинаешь искать приметы, которые дадут ответ, что делать дальше, почему не везет, как добиться успеха, как выправить дела. Велишь работникам держать крышку унитаза закрытой, чтобы не просрать удачу, загадываешь желания, проезжая под мостом, по которому идет поезд. Смотришь на часы в момент, когда значения часов и минут совпадают, и веришь, что это добрый знак.
Если эти суеверия помогают тебе воспрять духом — пусть будут. Ищи четырехлистный клевер, ставь свечки в церкви, подавай нищим, гадай на кофейной гуще! Все что угодно, лишь бы это питало твою веру в свое дело. Потому что как только собственник перестает верить в свой бизнес — последний умирает.
Голодные глаза жены и детей, пустой холодильник — очень сильная мотивация. Лучшие продажи, самое большое количество авансов и закрытых сделок приходились на тот период, когда остаток денег на расчетном счете компании стремился к нулю.
Кто-то может сказать: мотивация оказаться голодным — плохая. Вместо того, чтобы думать о работе, ты думаешь о том, где достать денег на сегодняшний ужин. В этом есть доля правды. Поэтому «голодная мотивация» должна быть исключительно у собственника или управляющего. Рядовых сотрудников я держу в тепличных условиях: они знают, что имеют право на ошибку, за которую их не будут наказывать рублем или увольнением. Им не надо переживать за своевременную выплату зарплаты. Их задача — делать свою работу качественно и в срок.
Но собственника голод подстегивает. Когда есть реальный риск оказаться без денег, уходит все лишнее. Остается только главное.
Нет времени рассуждать о стратегическом развитии, автоматизации, внедрении CRM, выходе на международные рынки, участвовать в выставках и конференциях, создавать новый интернет-портал. Единственное, о чем сейчас заботится собственник, — это продажи. Как угодно, но создавать продукт, ради которого все затевалось, и продавать его. Из сарая, с дедушкиного DX-486 и бабушкиной Nokia 3310, сидя дома в трикотанах и грязной майке. Но продавать. Звонить, писать, заправлять машину на последние бонусы и колесить по встречам.
Достаток и сытость — это долгосрочные планы, инвестиции, новые направления. Голод — это продажи, короткие деньги, быстрые решения.
Лично для меня самая сильная из мотиваций — энергия голода. Даже сейчас, когда наша Фабрика уверенно стоит на ногах, мы продолжаем играть в голодные игры. Опустошаем расчетный счет какой-нибудь крупной покупкой или инвестицией. А потом, в одно утро ко мне подходит партнер Дарья и говорит: «Стас, нам срочно надо денег! Нам нечем платить по счетам и зарплаты сотрудникам». И тогда я концентрируюсь на самом главном — на загрузке производства новыми заказами.
Семинары, тренинги, курсы, программы личностного роста — это источники для обмена опытом, получения новых знаний, поиска оригинальных идей, ниш, направлений. Главное — не увлекаться. Я видел людей, которые так подсаживались на иглу образования, что напрочь забывали о том, для чего все это затевалось.
Отдельно стоит сказать о той мотивации, которую дают тебе родные и близкие (кроме энергии голода, разумеется). На самом деле семья энергию не генерирует. Семья создает условия для ее получения: радуется твоим успехам, поддерживает в кризис.
Семья позволяет понять, что действительно является самым важным. Ведь твой бизнес — это всего лишь часть рыночной экономики, неотъемлемого атрибута капиталистического строя. Если бы мы жили при коммунизме, феодализме — все равно было бы дело всей жизни, которое приносило бы тебе удовлетворение и средства к существованию. А человеческие отношения, любовь к женщине, детям были бы такими же, как сейчас.
Но это уже тема для другой колонки.