Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Они пещерно некомпетентны, и это пугает. Как российские силовики сдали страну виртуальным террористам

6 октября 2017, 13:22
Они пещерно некомпетентны, и это пугает. Как российские силовики сдали страну виртуальным террористам
Фото: 66.RU
Телеком-профессионал, CEO в Freeely Wi-Fi Russia и в Reference Point Михаил Климарёв прочитал колонку директора 66.RU о том, как силовики и депутаты могут отреагировать на участившиеся телефонные атаки виртуальных террористов. Прочитал и ужаснулся прогнозам деанонимизации интернета и запрета IP-телефонии. В ответной колонке Климарев утверждает: спецслужбы и сейчас могут относительно легко найти, поймать и наказать злодеев. Но не делают этого. Потому что взять и запретить всегда проще, чем учиться и развиваться. А любые запреты отбросят экономику страны далеко назад — в средние века.

Страну захлестнула волна телефонного лжеминирования. Злодейские звонки приводят к катастрофическим экономическим потерям, негативному информационному фону и просто к неудобствам. Встают два вечных русских вопроса: «кто виноват?» и «что делать?». Я в меру сил попробую объяснить, что происходит с точки зрения профессионального участника рынка телекоммуникаций. Ну, теракты же по телефону происходят? Кому, как не связистам, тогда и разбираться со всем.

И сразу скажу, что технологии здесь ни при чем. Вообще. Совсем. Более того, благодаря этим самым технологиям вы сейчас читаете эти строки и можете даже ответить на заметку с помощью комментариев. А не было бы интернета, телефона, телеграфа, то и лжеминеров бы не было — логично?

Нет. Не логично.

Технологии — всего лишь продолжение пути познания человечеством окружающего мира длиной в десять тысяч лет. Мы просто узнаем о нашей среде существования всё больше, а полученные знания используем, чтобы лучше жить. Не бегать заполошно за мамонтом, а покупать стейки в супермаркете. Не мерзнуть под дождем в саванне, а пользоваться теплым ватерклозетом.

Телекоммуникации — такой же продукт нашего познания мира, как и, например, автомобиль. И тут я, не убоявшись быть банальным, напомню, что под колесами автомобилей на дорогах России каждый год гибнут десятки тысяч сограждан. А вот от телефонного звонка пока еще никто не умер. Умирали как раз от того, что не смогли дозвониться — о таких случаях я знаю.

Так вот. Телеком — это продукт прорывных открытий и изобретений за последние две сотни лет, начиная с открытия свойств электричества и гениальных озарений в области кодирования информации Клодом Шаппом (он жил раньше Сэмюэла Морзе лет на пятьдесят) и заканчивая сложнейшей математикой обработки шумоподобных сигналов в теореме Котельникова и открытий квантовой физики, оптики, физики твердого тела, открытием полупроводников. И, конечно же, радио.

Если вы хотите запретить развитие телекоммуникационных систем, то вы должны перечеркнуть всю эту историю и науки. Но я хочу отметить, что повышение средней скорости передачи данных в глобальной сети на 1 мегабит в секунду приводит к экономическому росту на 1%. Есть такие исследования в недрах «Международного союза электросвязи» (ITU) и ООН. Этому есть простое объяснение: передача информации на расстояние сокращает издержки и ускоряет процессы. Вклад электросвязи в мировую экономику огромен.

Для примера: мальчик побежал играть на площадку и забыл мячик. У него есть два выхода: или позвонить маме, которая сбросит мяч в окно, или вернуться по лестнице на пятый этаж. Первое — секунды. Второе — минуты. Теперь экстраполируйте потерянные минуты на миллиарды людей, которые всегда могут «забыть мяч». А, например, в случае той же автомобильной аварии где-нибудь на междугородной трассе потери от «не дозвонился» будут стоить человеческих жизней. И это очень простые случаи, потому что такие штуки, как «Убер» или искусственный интеллект вообще невозможны без телекома.

Затормозив развитие телекома, вы затормозите развитие экономики. Относительно других стран, конечно. Но не только…

Однако вернемся к телефонным террористам. То, что мне известно из открытых источников, происходит по следующему сценарию:

  1. Злоумышленники пользуются так называемой IP-телефонией — это когда телефонный звонок происходит поверх сетей передачи данных. Это немного отличается от «городского телефона», но очень похоже на то, что происходит в сетях мобильной радиосвязи.
  2. Злоумышленники пользуются «пакетами генерации речи», когда звуки слов генерируются компьютерной программой из текста.
  3. Злодеи прекрасно понимают, как работают сети и системы. Умеют программировать и владеют навыками организации шифрованной связи.
  4. И они тщательно планируют операции, выбирая время и объекты атак. Информацию о целевых номерах для звонков они, очевидно, изыскивают в публичных справочниках, доступных всем и каждому.

Получается, по логике сторонников «все ограничить и взять под контроль», нам необходимо запретить IP-телефонию, но тогда вы лишитесь самой гибкой, удобной и дешевой телефонной связи. Нужно запретить технологии text-to-speech, но тогда вы останетесь, например, без телефонных секретарей, а слепых лишите способа читать книги. Тогда, может быть, нужно запретить и (или) ограничить доступ к знаниям о компьютерных науках и программировании? Или сделать криптографию «наукой для избранных»? Что ж. Тогда давайте запретим и публичные справочники. Чтоб наверняка уничтожить науку и развитие общества.

Это просто невозможно. Ну, если мы хотим жить в XXI веке, а не вернуться в век, скажем, XIV, когда половина населения не доживала и до 35 лет.

Повторюсь: технологии здесь решительно не виноваты. Виноваты как раз специальные службы, которые решительно не хотят и (или) не могут эти технологии осваивать.

При этом, прошу заметить и три раза подчеркнуть красным фломастером, у российских спецслужб имеется всё, чтобы прекратить раз и навсегда это хулиганство. У них есть доступ ко всем мыслимым каналам передачи информации. У каждого оператора связи должен быть внедрен так называемый СОРМ — «Система оперативно-разыскных мероприятий». Причем этих систем уже имеется аж три варианта: СОРМ-1 — для телефонных соединений, где спецслужбы имеют возможность прослушать и отследить любой телефонный звонок в телефонных сетях общего пользования. Есть СОРМ-2 — система слежки за интернет-соединениями любого пользователя. Есть СОРМ-3, где собирается вся информация о всех фактах установления связи любого абонента, его адрес, Ф.И.О. и паспортные данные. Вплоть до фактов перемещения в пространстве телефонного аппарата мобильной связи с точностью до десятков-сотни метров. И еще много чего, о чем простым пользователям лучше бы и не знать.

И все это — без каких-либо бюрократических препонов типа решения суда.

И они еще хотят построить СОРМ следующего поколения — «пакет Яровой — Озерова», он же 374-й ФЗ. Это чтобы не только знать, кто кому звонил и в какое время, а вплоть до записи вашего разговора. И это оператор, хочу отметить, должен построить за свой счет и сдать спецслужбам в полностью бесконтрольное и ничем не регламентированное пользование (насчет регламентов это фигура речи, конечно, но регламенты эти есть и будут непубличны и обществом никак не контролируемы).

И при всей вот этой мощи и наличии всех ресурсов от «первоклассных следователей», спецсредств и разыскных собак в течение нескольких недель от спецслужб нет никаких результатов. Наши школы продолжают «минировать» по телефону.

Это провал.

Я, несмотря на свою довольно долгую карьеру в телекоме, не могу вспомнить ни одного случая использования СОРМ, которое было бы публично заявлено как успешное. То есть — злодеи пойманы.

Даже украденные мобильные телефоны находятся крайне редко, хотя у аппаратов имеются специальные идентификаторы оборудования (IMEI и IMSI), которые прекрасно видны операторам связи.

Обычно это оправдывается секретностью, хотя я лично более склонен объяснять банальной некомпетентностью. Наши спецслужбы пещерно некомпетентны, и это пугает.

Что же делать, спросите меня вы? А я отвечу. Все очень просто: нашим спецслужбам нужно срочно начать делать то, за что им платят вполне приличные деньги в виде заработной платы.

А пока, возможно, нужно перестать истерически реагировать на каждый сценарный звонок и эвакуировать школы и торговые центры. Потому что ущерб от такой «работы», кажется, уже превышает ущерб от реальных террористов.