А этот проект не взлетел. В духе мечты ЕЕ о центре без автомобилей горадминистрация в начале прошлого года выстрелила идеей переформатировать площадь 1905 года из парковки в место песен, танцев, ярмарок и отдыха горожан. Буча поднялась едва ли не такая же сильная, как с «новой транспортной реальностью».
А ведь в середине 2014 г. планы ЕЕ простирались далеко за пределы центра города: на одном из совещаний в мэрии из его уст прозвучала идея расширить зону ПП далеко за пределы малого транспортного кольца! Но…
Пожалуй, именно в этой истории ярко подсвечиваются все три группы факторов, мешавшие ЕЕ и его команде вершить транспортную революцию в Екатеринбурге.
Фактор раз: финансы
Процесс бюджетного планирования в Екатеринбурге лежит не в области финансов, а в области религии. Каждый год проходит под распевание мантры про область, которая не дает денег, и в мольбах к федеральному центру выделить субсидию-другую. В каждом случае для успешной реализации того или иного проекта требовались цифры с девятью нулями, которых у города, конечно, нет. Есть у федерального центра, но федеральный центр спонсирует мосты и развязки совсем в других городах, проливах и даже странах.
Фактор два: многоголовость
Желаний и слова Липовича мало. Екатеринбург существует в чудовищно странной системе координат, где принятие решений буксует на разных взаимосвязанных и одновременно взаимоисключающих уровнях. Инициатива муниципалитета может идти вразрез с областными законами, которые еще надо согласовать с федеральными подзаконными актами, а потом вернуться на места и добиться единогласного одобрения всех ведомств.
Даже если все буквы закона вдруг складываются в единое предложение, наступает время кооперации и синергии, с которой в Екатеринбурге туго. Мэрии надо договориться с «белым домом», да еще и получить благословение Госавтоинспекции.
Взять то же ППЦ: долгое время оно было невозможно, потому что отсутствовала федеральная законодательная база. Когда она появилась, муниципалитет ринулся воплощать, но споткнулся о необходимость согласования с областными законами. Когда область взяла полномочия по выписыванию штрафов, в дело вмешались базы данных нарушителей, которые есть у ГИБДД и которыми ГИБДД делиться не очень-то хочет по своим резонам. В итоге у города есть желание, но нет полномочий и технологий. И так не только с ППЦ.
Фактор три: mojo Дёмина
Если главный госавтоинспектор области с чем-то не согласен, то так тому и быть. Точнее, не бывать. Кое-что про это знают парни из «КомсоМолла». И не только они.
Однажды администрация города придумала водоналивные отбойники на Макаровском мосту. Юрий Алексеевич был не «за». На Макаровском мосту нет водоналивных отбойников.
Однажды администрация города надумала сделать платное парковочное пространство в центре. Юрий Алексеевич был не «за». Платное парковочное пространство не работает.
Однажды администрация города и урбанисты на гироскутерах надумали транспортную реформу. Юрий Алексеевич был не «за». Липович уходит в отставку.
Впрочем, подземный переход на Московской Юрий Алексеевич «дожимать» не стал, хоть и был «за». Тем не менее, «Фактор Дёмина» в Екатеринбурге не стоит недооценивать. Товарищ полковник не моргнув глазом закрывает целые улицы и проезжие направления, блокирует работу автосалонов и торговых центров, если его не устраивает качество уборки или оснащения подъездных путей. Не заручившись поддержкой с Чкалова, 1, легко превратить проект в руины еще до старта, а себя сделать политическим трупом.
Нет, можно, конечно, пободаться и попробовать что-то доказать, но Юрий Алексеевич не просто так сидит на своем месте уже много лет: его решительности в жестких переговорах не научит ни один бизнес-тренер, а такого моджо, какое есть у ЮА, его оппонентам частенько не хватает.
Напоследок
Напоследок от себя лично хочу пожелать Евгению Ефимовичу удачи и вслух восхититься тем, чем все эти годы восхищался молча: его крепким реформаторским мышлением революционера, тем более странным с оглядкой на не самый юный возраст; его умением впитывать самый передовой опыт и неуёмное желание его внедрения на локальную почву, пусть и против ветра, пусть и против мельниц.
В администрации города без новостей он был единственным человеком с железными волей и разумом.
Идеи Липовича намного опередили свое время, и мы к ним обязательно вернемся. Пусть весь мир к тому моменту поедет на вакуумных поездах под землей, а по выходным начнет летать на орбиту Марса — дегустировать местную картошку.