Новости о реформировании с 1 июля городского транспорта стали самыми популярными и обсуждаемыми в уральском сегменте Facebook. Первой реакцией на закрытие 114 автобусных, троллейбусных и трамвайных маршрутов стало отторжение. В общем возмущенном хоре затерялись объяснения о преимуществах новой транспортной сети из уст разработчиков и представителей мэрии.
Проблема лежит на поверхности: екатеринбуржцы обеспокоены, как им в новой реальности добираться из дома на работу и обратно. А если есть запрос, то появятся и те, кто захочет избавить избирателей от раздражающего фактора. Хотя бы на словах, в плакатах или с экранов телевизоров.
Директор Института развития и модернизации общественных связей Евгений Потапов в авторской колонке предлагает взглянуть на житейские неудобства через призму будущих губернаторских выборов в Свердловской области.
|
---|
1. Неприятие и отторжение изменений — объективный психологический процесс. У большинства горожан первой реакцией будет именно отторжение и неприятие, не потому что схема плохая или хорошая, а потому что они люди. Это не урбанистика, это психология.
Далее — процесс смены схемы людьми будет ощущаться физически. Ходьба, пересадки, отсутствие привычного места для сидения и поездка стоя, дождь при пересадке и всё-всё прочее, это — физические ощущения. В терминологии — «якорь на кинестетику». Плюс всеми любимая негативная эмоциональная реакция на изменения. «Якорь на кинестетику» — самый мощный, и именно о нем мечтают все психотерапевты и маркетологи мира.
В сухом остатке: будет неизбежный период отторжения изменений, заякоренный на кинестетику и эмоциональный аспект. Все это заякорено на конкретного инициатора (в периоде отторжения — виновника) изменений — администрацию и разработчиков.
|
---|
2. Период «физического», массового отторжения совпадает с началом активной фазы избирательной кампании — публичность и масштабы оценки изменений будут зашкаливать. Управлять этим процессом можно, но риск выхода на неуправляемую реакцию всегда существует. Приезд любого ньюсмейкера федерального уровня с критикой может инициировать неуправляемую реакцию. Как наше городское сообщество умеет себя самонакручивать, все знают.
Изменение схемы движения транспорта в Екатеринбурге на июль-август этого года станет основной городской повесткой для обсуждения. Кандидаты (а их будет как минимум два) будут вынуждены публично высказывать свое отношение к проблеме. Вполне возможно, что единственным правильным ходом в кампании будет поддержать горожан-избирателей и раскритиковать систему. Но если это сделает «основной» кандидат, то вполне вероятен «корпоративный» конфликт по вертикали «город — область». Если же кандидат или оба кандидата будут защищать схему или возьмут на себя разъяснительную функцию, то они имеют все шансы попасть в противоход с мейнстримом мнений избирателей.
|
---|
3. Если рассматривать изменение транспортной схемы как общественный, городской процесс — уже полгода должна была идти мегамасштабная социальная кампания с уникальной айдентикой, идеями и тиражами. Утверждение «вам надо ездить — вы сами и ищите информацию о ваших новых маршрутах» говорит лишь о некомпетентности разработчиков. Разъяснение схемы людям важнее самой схемы. Пока же акценты расставлены именно так: «Мы вам разработали, а вы сами ищите». Несколько сотен комментаторов, экспертов и журналистов, которые таки сами найдут и переживут период отторжения досрочно, — это очень узкий круг, страшно далек он от народа. Кампания должна была идти до двери каждого домохозяйства.
Глобальные изменения условий проживания в мегаполисе не могут быть основаны на интересе самих граждан. Для осознания стимула его надо предъявить потребителю минимум семь раз, это закон рекламы и коммуникации. Если ничего не делать, то для огромного числа екатеринбуржцев отсутствие автобуса в первый день реформы станет крайне неприятным сюрпризом. Кого они будут считать виноватым — понятно. Более того, если горожан еще и упрекнут или обвинят в невнимательности и нежелании читать бумажки на доске объявлений — реакция будет удвоена, если не утроена.
|
---|
4. Стоит надеяться, что существует стратегия разъяснения схемы, агитации и пропаганды. Разъяренные избиратели в любом случае будут, вопрос — в их количестве, будет ли оно значимым в электоральном плане. Но пока мы объективно видим панику среди активной части горожан, которые априори самые продвинутые и готовы к изменениям. Есть ли план у мистера Фикса — это и есть вопрос даже не изменения схемы, это вопрос более важный.
Пока же организованной разъяснительной деятельности не видно. Конечно, можно титаническими усилиями «объединить бренды» и совместить разъяснительную работу с самой избирательной кампанией. Но риски быть непонятым только возрастут. Появление же любого игрока с критикой может полностью перевернуть ситуацию и разрушить любые планы.
Фото: архив 66.ru
Надо срочно решать ключевую общеизвестную проблему всего этого системного беспредела в Екатеринбурге!
Не забывайте, что проблемы будут только у екатеринбуржцев, а голосовать- то будет вся область. Еженедельно вижу в газете районного города хвалебно- слащавые статьи о руководстве области. В самопиар Губера нынче вбухана сумма, сопоставимая со стоимостью ремонта макаровского моста.
Введут летом - это хорошо, но зима придет неизбежно. И вместо того что бы сесть в относительно теплый транспорт и доехать, люди будут по 2-3 раза по 15 минут мерзнуть на остановках. А еще и не факт, что получится погрузиться на следующий транспорт.