Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Ненаучно и с ошибками»: профессор МАДИ ответил на эксперимент Портала 66.ru с «Бионордом»

19 декабря 2016, 13:00
Колонка
На опыты, который с двумя мешками реагента и двумя комплектами шин провел Портал 66.RU, ответили в Московском автодорожном институте.

Производитель «Бионорда» после стресс-теста, который провел Кирилл Зайцев и который эзоповым языком прокомментировал мэр Евгений Ройзман, тоже приготовил свой ответ. Нам в редакцию пришел длинный и развернутый комментарий профессора МАДИ Юрия Кузнецова. Он известен, в частности, как автор приборов по измерению коэффициента сцепления колес с дорогой и преподаватель кафедры «Изыскания и проектирования дорог». Кузнецов изучил результаты стресс-теста и написал колонку. Публикуем без купюр:

— В первую очередь, если целью эксперимента была оценка эффективности применения реагента, то и испытывать его необходимо при правильном использовании. В тесте же Кирилла Зайцева проверка «Бионорда» прошла с явным нарушением: сравнивался тормозной путь на льду и на льду, подтаявшем от реагента, но не убранном, как предписано в инструкции.

После того, как реагент в отдельных местах, где его концентрация была выше, расплавил лёд или снежный накат, дальнейшее проведение испытаний становится бессмысленным. В таком случае длина тормозного пути будет определяться не столько сцепными качествами и видом шины, сколько процентным содержанием участков с расплавленным льдом и чистым покрытием на длине пути торможения в каждом отдельном заезде.

Испытание эффективности реагентов и оценка влияния шипов — две совершенно разные цели и для их достижения требуются совершенно разные эксперименты. Бессмысленно приводить данные скоростей движения до торможения и соответствующие им длины тормозного пути. При таком представлении данных сделать какие-то выводы даже специалисту невозможно.

При приведении длин тормозных путей к скорости 40 км/ч допущена ошибка. Дело в том, что длина тормозного пути пропорциональна не скорости движения, а квадрату скорости. С учётом этого, пересчитав содержащиеся в статье результаты торможения на чистом льду шин с шипами и без шипов, получим не 19,44 м и 19, 81 м, как в стресс-тесте, а 20.06 м и 18.98 м соответственно. Таким образом, выводы нужно менять на противоположные, но, как представляется, это результат некорректно поставленного эксперимента.

Оценкой эффективности противогололедных реагентов и их воздействием на безопасность дорожного движения занимались и занимаются авторитетные ученые разных стран еще с 1970-х годов. Выводы, полученные во многолетних испытаниях в Норвегии, Швеции, Финляндии, Австрии и Германии, однозначны: число аварий на дорогах, где есть любые снежно-ледовые отложения (снег, накат, лед) на 30–40% больше, чем на дорогах, очищенных с помощью противогололедных реагентов до асфальта.

В тех же исследованиях доказано, что посыпка дорог солями снижает число аварий в течение суток в среднем на 25%, а за весь сезон — на 15%. Объясняется это тем, что коэффициент сцепления колес с дорогой даже на мокром и грязном асфальте превышает либо равен минимальному допустимому показателю 0,3. Снежный накат, даже обработанный фрикционными материалами, имеет значение ниже 0,3. На льду коэффициент сцепления колес будет от 0,13–0,20. Что примечательно, песок и крошка не улучшают сцепных качеств на льду. Показатель так же варьируется от 0,13 до 0,22.

Очистка дорог в населенных пунктах до «черного асфальта» с хорошо различимой разметкой является обязательным требованием национальных и межгосударственных стандартов в целью снижения аварийности. Даже если дорожные службы в течение нескольких часов оставили на проезжей части разрыхленную массу с реагентом, это все равно безопасней, чем если бы на ней день за днем собирались наледь и гололед.

С переходом на «Бионорд» при уборке улиц в Екатеринбурге, число предписаний о ненадлежащем содержании дорог, сократилось. В ноябре 2016 выпало 56 мм осадков, что почти вдвое больше прошлого ноября и на 1,7 раза выше нормы. Несмотря на это, ситуацию на дорогах удалось удержать стабильной. В то время как в других городах в октябре и ноябре наблюдался всплеск аварийности (в Санкт-Петербурге число аварий в ноябре выросло до 141 и почти втрое превысило прошлогодний показатель), в Екатеринбурге число ДТП из-за неудовлетворительных дорожных условий не увеличилось. По данным ГИБДД по Свердловской области, что в прошлом, что в этом октябре и ноябре из-за НДУ произошло 90 аварий.

Фотографии: Портал 66.ru