Хочу обратить ваше внимание на один занятный мегапроект, инициированный Министерством транспорта Свердловской области. Причем я пишу об этом по большей части как член комиссии по развитию транспорта и логистики Общественной палаты города Екатеринбурга, а не «Роспил — УрФО», так как это касается непосредственно той отрасли, за которую мы отвечаем в комиссии. Все же понимают, что чемпионат мира по футболу, проходящий в 2018 году в России, — это отличный способ освоить побольше средств из бюджета Федерации. Вот и наши чиновники не стали скромничать и придумали вот что.
По условиям FIFA, транспортные системы городов, принимающих ЧМ-2018, должны быть готовы к наплыву болельщиков. О чем есть соответствующий пункт в заявочной книге, которую предоставили в FIFA и наши власти.
И если во всех других городах, где будет проходить чемпионат, субсидию на транспортную систему получают муниципалитеты (что вполне логично, ведь вопрос транспорта — это вопрос местного значения), то у нас в области эта деталь (федеральный закон о местном самоуправлении) была скромно опущена, и инициатором проекта выступает Министерство транспорта и связи Свердловской области. Реализовывать проект, по слухам, также будут областные структуры, а вовсе не город.
Если вы думаете, что это полезный и хороший проект для города, то вы немного заблуждаетесь, впрочем, так же было и со мной, пока я не залезла в техническое задание. Претензий на самом деле много.
Во-первых, конкурс разыгрывается на создание взаимоувязанных документов эскизного проекта. То есть 24 миллиона рублей готовы заплатить только за комплект документов эскизного проекта. По сути — за написание технического задания для последующего конкурса на разработку проектно-сметной документации и дальнейшей реализации. Я вот уже десятый год в госзакупках работаю и знаю, что 98% подрядчиков готовы бесплатно такие ТЗ писать, лишь бы по ним потом конкурсы играли. А некоторые за право написать ТЗ для конкурса платят откаты.
Во-вторых, если открыть приложение №1 к техзаданию, то можно увидеть практически результат работ, который ждет заказчик. Вот же оно, техническое задание, все расписано и разложено, уже готово. Остается только оформить картинками и сделать пару презентаций. За 24 миллиона рублей.
В-третьих, одной из разработок подрядчика должна быть система мониторинга состояния улично-дорожной сети Екатеринбурга. Эта система представляет собой машину, оборудованную довольно специфичным сканером, которая будет кататься по городу и сканировать дороги и прилегающие объекты (тротуары, газоны и припаркованные на них автомобили). Все эти данные потом будут передаваться в компьютер, который виртуализирует всё переданное в формате 3D.
Такой виртуальный Екатеринбург для тех, кому не удалось захватить реальный.
Стоимость этой части проекта малопонятна, а главное — зачем?
Нет, правда непонятно зачем, притом что у города уже есть информационная система для мониторинга состояния улично-дорожной сети.
В-четвертых, некоторые системы, которые хотят разработать, уже разработаны. Например, в рамках проекта хотят сделать аналог «Яндекс-пробок» и «Яндекс-карт» с навигатором. Опять же — зачем?
В-пятых, в FIFA нет требования наличия в городе такой глобальной транспортной системы. Там всего лишь нужно, чтобы на время проведения чемпионата был решен вопрос с организацией транспортной доступности и доставки болельщиков, игроков и всяких випов. Это, конечно, круто и хорошо, что под шумок с футболом нам такую штуку хотят сделать. Но в условиях сокращения бюджетов такую систему можно было существенно сократить. То есть можно было бы потратить немного денег и сделать то, что нужно городу, удовлетворив требования FIFA. А в итоге мы потратим сумму, сопоставимую с 1 млрд (по предварительным оценкам), и получим виртуальный Екатеринбург, прогноз погоды и «Яндекс-пробки». А также софт, который не смогут использовать городские МУПы, поскольку среди тех, кто принимает результат работ, согласно условиям контракта, их вообще нет.
И в-шестых. Критерии оценки конкурсных заявок распределены таким образом: 30% — цена предложения и 70% — квалификация участника. Квалификация делится на два подкритерия: 95% — квалификация персонала и 5% — опыт выполнения аналогичных работ. То есть можно по высокой цене и без особого опыта работы, но главное — чтобы персонала было побольше. Почему побольше? Да потому что оценивать этот подкритерий заказчик захотел по количеству дипломов о высшем образовании по отрасли конкурса, то есть по IT, даже не по транспорту!
Учитывая, что я очень давно наблюдаю за IT-закупками нашей области, для меня совершенно очевидным оказался победитель конкурса — ПАО «Ростелеком», который предоставил, конечно же, дипломы сотрудников в нескольких томах. Будут ли задействованы все они в выполнении работ? Уверена, что вообще никто задействован не будет. Просто потому что это не их специализация. Они не занимаются транспортными системами. При этом были предложения от других компаний, с наличием сотрудников и опыта работы, и цена была вдвое меньше. Но нет. В «Ростелекоме» айтишников 2500 человек, а значит, они и победители.
А вот, собственно, почему меня их победа не удивила.
Дело в том, что Министерство транспорта и связи Свердловской области достаточно давно сотрудничает с «Ростелекомом». И даже не в области предоставления вторыми услуг интернета или телефонной связи. Например, по данным официального сайта государственных закупок, за период с 2012 по 2014 года министерство и «Ростелеком» освоили около 218 млн рублей на проекте «электронное правительство». Причем половина контрактов заключена без проведения конкурсных процедур (о чем я уже известила надзорные органы), а на основании того, что «Ростелеком» является субъектом естественной монополии в области предоставления услуг электросвязи. О том, что электросвязь и «электронное правительство» — это разные вещи, я тут сильно углубляться не буду, это немного другая история, которая только показывает нам, насколько тесно дружат эти структуры.
И дружба эта объясняется одной фамилией — Фролов Сергей. Этого персонажа хорошо знают в области телекома. Когда-то он работал директором «Уралсвязьинформа» (после слияния — Уральский филиал «Ростелекома»). По слухам, его оттуда выгнали с большим внутренним скандалом. Говорят, он продал собственность «Уралсвязьинформа» очень дешево «своим» фирмам, которые потом сдавали в аренду это же имущество «Ростелекому», но уже по более высокой цене (говорят, даже выше стоимости продажи). С таким бэкграундом Фролов удачно нашел себя в роли заместителя министра транспорта и связи. После чего, собственно, и началась любовь между Сидоренко и «Ростелекомом», которая, как мы видим, продолжается и после ухода Фролова из министерства.
Если совсем честно, я даже знаю, кто будет в итоге выполнять работы по реализации проекта. И это будет не «Ростелеком», а совсем другой субподрядчик. А еще догадываюсь, кто заменит Фролова после его недавнего перехода в московскую частную структуру. И это будет опять сотрудник «Ростелекома».
Я с этими людьми работала на протяжении двух лет в одной компании, во времена, еще далекие от моей общественной деятельности. Тогда эта компания была дочерним предприятием «Уралсвязьинформа». И мне очень неприятно, что мои бывшие коллеги оказались замешаны в самом классическом распиле. Такой вот тесный дивный мир.
Из крайне нелогичного выделения сути, написана эта простыня.
А по поводу Ростелекома ,мне кажется, давно пора перестать удивляться.
как погода в Питере?
шилиманов, пьнков, минфинша, тунгус с высокинским там-же, просто кружок по "интересам", собрался.
хорошо живем,
p/s всех не вспомнил.
Если вы думаете, что это полезный и хороший проект для города, то вы немного заблуждаетесь, впрочем, так же было и со мной, пока я не залезла в техническое задание. Претензий на самом деле много.
Конечно, если бы проект реализовывал город и тунгусятники по традиции распилили и просрали все полимеры, то тут у Кати бы претензий не было