Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен

Виталий Калугин: «Верю в разворот. Рынок уже не хочет укатывать нефть ниже $40 за бочку»

виталий калугин Колонка
1 сентября 2015, 15:10
Фото: Дмитрий Горчаков; архив 66.ru
Колумнист Портала 66.ru, финансовый аналитик Виталий Калугин рассуждает о том, в каких границах готов колебаться курс рубля по отношению к мировым валютам, и о дешевой нефти, которая создает проблемы не только России.

На самом деле официальный курс никогда не был выше 70. За всю историю рубля даже в декабре 2014 года мы хоть и торговались внутри дня намного выше, но официально эту отметку не переходили. Теперь — кроме понедельника, 25 августа 2015 года.

70,7465 за один доллар — официальный рекорд для суверенной финансовой системы. Это сарказм, кто не понял. За зелено-оранжевого Франклина целых 7074 рубля 65 копеек. На бирже. В банке еще накинут 500 рублей, так что дорого уже запредельно.

Ок, пощупали круглую цифру — и пора домой. К более равновесным значениям. Я говорил, что свои собственные доллары поменяю окончательно по 72. Но — недооценил силу рывка. Не дошли всего 35 копеек. Это было обидно. Вчера можно было покупать обратно на 10% дешевле, по 64,5.

Давайте вспомним размах горок. На неделе 17–21 августа доллар ходил с размахом 4,1 рубля (5,7%), а евро — с размахом 6,7 рубля (или почти 9%). Дальше — больше. Прошлая неделя показала размах доллара более 7 рублей (почти 11%), а евро — 11,3 рубля (15,5%). Как вам горки? Историческая волатильность на недельном интервале — 34%. А на квартальном — 23%. Иначе говоря — рынок готов к колебаниям цен внутри календарного квартала в 23–24%. Кого-то, может, и не впечатляет, но вот бизнесу точно поплохеет, да и люди нервы тратят.

Ну да, ужас не может длиться вечно. И вот — новый поворот. Пружинка начала разжиматься уже со вторника. За календарную неделю (вторник — вторник) быстро пробежали вплоть до 63,75. Вроде по нынешним временам немало — всего порядка 6,5 рублей за доллар, но 10% хода — это все-таки 10%. Что самое примечательное — рубль взвился ракетой на 2,5 рубля за три часа торгов.

Приятно? Кому-то да. Жертвы и победители поменялись местами. Но вот скорость... Вверх на 9%, а потом вниз на 11%. Как говорится, забесплатно обе стороны ужаса наелись. Потому что ведь кто-то покупал на максимуме. На жестоком стрессе. А потом на таком же стрессе через какие-то 7 дней делал ровно обратное, потеряв 10%. В лучшем случае.

И опять август. Самосбывающийся прогноз. Это точно уже рефлексия. Когда все ждут гадости — она случается. Даже когда нет внешних предпосылок. Нефть, все в ней, конечно. Но я не хочу про нее рассуждать.

Поэтому, как поется в хорошей песенке: «И неясно прохожим в этот день непогожий, почему я веселый такой». А потому что верю в разворот. Нет, полагаю, у рынка уже желания укатывать нефть ниже не то что 40, а даже 43 долларов за бочку. Я так думаю. Сегодня. Хотя, казалось бы. Вот опять на 1,5 рубля доллар вырос. Ну и плевать. Я свои 60, а то и 58 за доллар подожду. В депозитах или облигациях.

По нефти только скажу свое узкоспециальное мнение. Американские добытчики сланцевой жижи, как умные дяди, хеджировали цены на нефть еще год назад. По очень привлекательным ценам на срочном рынке. Ну что сказать — хорошо учились в университетах. В отличие от наших. Но то, что контракты срочные, — недостаток. Год заканчивается, и уже в августе начинали схлопываться эти сделки.

И если на июль 2015-го приходился 5-летний максимум размера таких открытых позиций по нефти, то окончательно им судьба закрыться уже в сентябре. И — рынок почти голый. Что-то осталось и наперед, но объемы скромнее, да и цены поменьше. Если весь год добыча сланцев могла плевать на текущие цены хоть по $40, хоть по 20$ (весь объем был зафиксирован по ценам), то теперь халява сдулась. Теперь всем стало больно: саудитам, русским и американцам. Всем. Есть консенсус.

Итого: цена нефти на север, доллар за рубли — на юг. При прочих равных (ну я про эмбарго и его вероятность).

Верую. Аминь.

А ошибусь — так опционный тормоз поможет.

Удачи вам.