Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Виталий Калугин: «Итоги-2012: несладкая жизнь у сахара»

1 января 2013, 10:34
Колонка
Виталий Калугин: «Итоги-2012: несладкая жизнь у сахара»
Фото: Дмитрий Горчаков; 66.RU
Если честно, выпускать еще одну пугалку не хочется — новый год наступил. Единственный праздник, имеющий массовую положительную эмоциональность.

Так вот — к сахару. Я так полагаю, что производители сего продукта чувствуют себя не очень. Перепроизводство, маленькие цены, ВТО это несчастное — то ли угрожает, то ли нет. А мне их не жалко. По одной причине: летом (июль, если точнее) фьючерсы стоили на 25% дороже. Продавай не хочу, хоть на год вперед объемы, хоть на два. Я хочу верить, что в Воронежах, Омсках, Краснодарах сидят грамотные финансовые менеджеры, но жизненный опыт этому сопротивляется.

Та же ерунда по хлебу. Эти осенние вопли областных чиновников и мукомольных заводов про неурожай и бешеные цены. В зеркало гляньте — там показывают причину ваших бед. Кто мешал накупить фьючерсов на пшеницу по 4,5 рубля за кило на годы вперед? Нет, мы будем просить субсидии на покупку зерна по 9 рублей. По сути, это мы оплачиваем некомпетентность менеджеров нашим общим бюджетом. И что уровень социальных выплат в 70% всех расходов области, которым хвастаются отдельные популисты, таков — это некомпетентность управления.

По хлебу есть и обратная сторона проблемы — крестьяне. Им год вышел поистине сказочным. Урожай так себе, но цены отбивают все. Шутка ли, по 7,5-8-9 тысяч рублей за тонну. Невиданное дело. Вот бы так всегда было! Мечтаем, но не делаем. Весь ноябрь и половину декабря можно было продавать урожай на годы вперед по 9-9,5 рублей за кило через фьючерс на нашей отечественной бирже. Но поздно — цены упали почти на 1,5 рубля на сегодня. А по факту мы дважды угораем — выдаем из казны денег хлебопекам в одном году, потом будем выдавать крестьянам в следующем.

Так что, кто хочет делать — ищет возможность, кто не хочет — причину. Обидно. Ведь существующий налоговый кодекс позволяет сальдировать финансовые результаты от такого ценового страхования по итогу налога на прибыль — статья 309, по-моему. И кстати, из этого дорогого зерна в следующем году будут гнать водку массового спроса, которая подорожает и по зерну, и по акцизам.

О неприятном. Я в этом году ошибся по прогнозу курса доллара к рублю. Печально. Не о прогнозе печалюсь, так как я на росте рубля спекуляциями на отскоках снизил среднюю цену покупки валюты. Печалюсь о том, что на купленные рубли западные деньги надувают огромный пузырь на облигационном рынке: что на государственном, что на первоклассном корпоративном. Однажды все эти деньги потребуется вернуть обратно, причем из бюджета, ведь это ОФЗ. И поменять по какому-то курсу. Я помню еще ГКО, ситуация один в один. Дорогой рубль, громадные проценты по госдолгу — сюда вкачивали миллиарды долларов. Боюсь, история повторится.

Вдруг вспомнил, кстати, что согласно некоторым исследованиям, которым я склонен доверять, достоверность прогнозов большинства маститых экспертов 50 на 50. Никому нельзя доверять. Мне — можно. Шучу.

Что там у нас еще из итогов. Все, наверное, знают, что рынок у нас умирает. Обороты снизились процентов на 40%, иностранные деньги выходят уже месяца три. Причем от нас уходят в Бразилию, Китай, другие развивающиеся. То есть это целенаправленный болт на нашу экономику. И мы-то внутри все знаем, почему. Хотя хорохоримся, мол, нет и не предвидится никаких политических рисков… Если нормальные рынки на невероятном уровне свободных денег в мире улетели на 15-25%, облигационный на 17%, что вообще-то едва ли не рекорд, то мы — лишь на 5% с копейками. Нам ясно показали, кто мы есть. Так, Белоруссия с фондовым рынком.

Отток, опять же, капитала прогнозируемый. Я, правда, ждал 100 миллиардов долларов, а вышло всего 75. Мысль одна: просто иссяк бюджетный источник, стройки некоторые кончились, цена на нефть не растет. Нечего воровать. Опять же, с народом решили поделиться побольше, а с зарплатных денег бюджетникам много не выжмешь. Надеюсь, никто не думает, что утекают абсолютно белые капиталы, которым просто нечего здесь делать — все построено и отлажено?

В этой связи вспоминается новый замминистра финансов. Который еще в начале года, работая в частной финансовой конторе, указывал, что отток капитала плох и свидетельствует об институциональной слабости экономики (будет время — найду эти слова в архивах РБК). Теперь вещает из чиновного кресла о том, что и цифры не так посчитаны, и оказывается, что это очень выгодные вложения нашего бизнеса за рубежом. Им что — в кресла вшиты шприцы с эмульсией оптимизма? Сел, укололся и возрадовался…

Про политику даже говорить не хочу.

Зима непривычно суровая. От души надеюсь, что мой прогноз о вымерзающих малых городах с порванными гнилыми трубами не сбудется.

Ставки банков ожидаемо растут. Радость омрачит повышение инфляции. Доходы населения подросли, но в основном бюджетников. То есть на покупку подорожавшего хлеба, продуктов и повышенных коммунальных квитанций.

Больше ничего и не вспоминается из экономики. Производственные показатели в привычной стагнации, импорт растет, добыча нефти падает. Потребительский рынок замер, автопродажи, говорят, в ступоре. Дорог не строим, станков, кораблей и самолетов не делаем. Как в анекдоте: дети у нас замечательные, а вот то, что делаем руками, — никуда не годится.

Ну вот как-то так — вроде, и хорошего было мало. Но и плохого чего-то не случилось значимого. Забавно было наблюдать, как мы денег всем раскидывали или пытались это делать. Белорусам очередной миллиард. Кипру то ли дали 5 миллиардов, то ли нет. Этим списали долг, тем отдали газ подешевле. Богатые, чего.

Ощущение — как в самолете, на котором тренируют космонавтов на невесомость. Вот набирали высоту, рвали в небеса, а теперь замерли в верхней мертвой точке. Неужели это цикл?

Счастья, здоровья родным и близким в новом году.

И удачи…