На прошедшей неделе президент России Дмитрий Медведев в своем послании заявил о необходимости «избавиться от имущества, не имеющего прямого отношения к непосредственным обязанностям». Аркадий Дворкович, помощник президента, объяснил, что речь идет о продаже СМИ, принадлежащих госорганам, поскольку тратить деньги на их содержание бессмысленно.
Сегодня в Свердловской области функционируют два официальных СМИ, принадлежащих региональным властям: ОАО «Областное телевидение» (свердловскому правительству принадлежит 51% акций) и «Областная газета» (учредители — губернатор и Законодательное собрание Свердловской области).
Только в 2010 году из областного бюджета «Областная газета» получила 144,3 млн рублей. По информации бывшего главного редактора издания, эти деньги покрывают до 70% расходов, а еще 30% — за счет подписки. Отсюда следует, что бюджет газеты — около 200 млн рублей.
Эксперты затрудняются однозначно оценить, насколько такой бюджет адекватен изданию и его тиражу (около 70 тыс. экземпляров). Виктор Шкулев, президент и совладелец издательской группы «Hachette Filipacchi Shkulev/ИнтерМедиаГруп», в интервью 66.ru рассказал, что его ИД несколько лет назад приобрел два региональных издания — «Нижегородский рабочий» (городская газета) и «Призыв» (областная).
Виктор Шкулев, президент и совладелец издательской группы «Hachette Filipacchi Shkulev/ИнтерМедиаГруп»: — И у меня была мысль, что, если получится эксперимент, то мы сделаем такие издания в разных регионах. Но оказалось, что для них нет рекламного рынка. И мы их продали, потому что рекламные сборы были очень маленькими. |
Господин Шкулев отметил, что 200 млн рублей для подобного издания — «очень хороший бюджет, который позволяет издавать очень хорошую газету». По его словам, у аналогичной нижегородской газеты он был примерно на 40% меньше, то есть около 120 млн рублей.
Виктор Шкулев:
:
— Я лично об этой проблеме говорю последние 15 лет — государство не должно быть владельцем медиа, если мы хотим жить в демократическом государстве. Конечно, государственные печатные издания занимают не столь значимую долю на рынке, как, например, в случае с телевидением. Но то, что государство сегодня является игроком в медиабизнесе, очень портит рынок. Хотя я прекрасно понимаю, какое сопротивление будет со стороны подобных СМИ.
Он считает, что государство должно объявить тендер на издание областных и районных газет. Такие СМИ должны находиться в руках некоммерческого фонда, у него должна быть понятная структура и независимая редакция. По его мнению, такие фонды смогут обеспечить более высокое качество конечного продукта.
Резеда Зиганшина, издатель «Антенна-Телесемь», StarHit и «Ва-Банкъ»: :
— Думаю, что это было бы правильное решение — выйти государству из медиаактивов. Абсолютно все издания можно и нужно делать самоокупаемыми и даже прибыльными. Если газета кем-то финансируется, то у менеджеров просто нет никакого стимула делать ее качественнее, развивать свой продукт. Если ты работаешь на рынке, то ты вынужден бороться за каждого потребителя как за счет качества контента, так и за счет эффективной дистрибуции.
Андрей Альшевских, депутат Областной думы: — Я за то, чтобы продать «Областную газету» и «Областное телевидение». К сожалению, такие СМИ очень сильно искажают информационную картину. Они рассказывают только позитивные новости о деятельности власти. По большому счету эта газета нужна только для публикации официальных документов и законов. Можно издавать справочник или вестник. И все. |
Господин Альшевских считает, что необходимо объявить тендер на публикацию законов. Кстати, подобным образом определяется издание, которое печатает объявления о банкротстве. Депутат отметил, что законодатели не знают, каким образом формируется бюджет «Областной газеты». По его мнению, в расходах издания должна разобраться прокуратура.
Эксперты единодушны в том, что, если решение о продаже «властных» СМИ и будет принято, то очень нескоро — уж очень удобно власти иметь придворные газеты и телеканалы.