У большинства владельцев торговых точек в Екатеринбурге договоры на аренду участков истекли в 2025 году, и мэрия начала демонтировать павильоны. Новые места можно занимать только через аукционы. Борьба администрации Екатеринбурга с рынком нестационарной торговли дошла до Верховного суда. Владельцы киосков поначалу добивались того, чтобы им разрешили оставить свои объекты на месте как минимум до 31 декабря 2026 года. Но суд в итоге встал на сторону правительства Свердловской области: действующие договоры аренды продлевать не станут, новые будут заключать только через торги.
Конфликт тянется несколько лет, в том числе публично. Общественники и чиновники говорят об антисанитарии, небезопасном размещении киосков на сетях и испорченном торговыми павильонами облике города. В свою очередь, участники рынка заявляют об уничтожении малого бизнеса и даже об ущемлении прав ветеранов СВО, которые тоже владеют некоторыми киосками.
Но очевидно, что причина такого затяжного, отчаянного и масштабного конфликта — деньги. Перепрошивка рынка нестационарной торговли приведет к тому, что кто-то лишится очень хорошего заработка. Но кто именно и о каких суммах идет речь? Сейчас расскажем.
Сколько зарабатывают владельцы киосков
Собеседник 66.RU в мэрии приводит простые расчеты: за один участок под ларек от бизнесменов в городской бюджет поступает в среднем 5 тыс. рублей в месяц. При этом на «Авито» выкладывают объявления о сдаче торговых павильонов в субаренду за 20–100 тыс. рублей в зависимости от площади и назначения.
![]() Фото: скрин 66.RU |
|---|
![]() Фото: скрин 66.RU |
|---|
![]() Фото: скрин 66.RU |
|---|
![]() Фото: скрин 66.RU |
|---|
«То есть это посредники. Сами они деятельность не ведут — пускают арендаторов. Грубо говоря, платят городу 5 тыс., а оставшиеся деньги забирают себе. И таких киосков в субаренде у них может быть 100 или 200. Несложно посчитать, сколько они зарабатывают в месяц, не прилагая особенных усилий. Понятно, что они против новых правил. Кто же от таких денег откажется?» — рассуждает наш собеседник, пожелавший остаться неназванным.
Его оппоненты-предприниматели, которые тоже предпочли выразить мнение анонимно, возражают. Они утверждают, что не являются простой прослойкой, а честно «проделывают большую работу»: строят и монтируют киоски, подключают объекты к сетям и содержат прилегающую территорию.
И все это приличные расходы: изготовление и монтаж ларька — 1,5–2 млн рублей, плата за подключение к сетям электроэнергии — от 100 тыс. рублей. В частности, поэтому прибыль, по их словам, гораздо ниже.
«Добавьте к этому постоянные расходы — плату за вывоз мусора, например, — и поймете, что заработок здесь не такой уж большой. Рентабельность не превышает 30%», — говорит один из владельцев екатеринбургских НТО.
В мэрии от такой логики отмахиваются и в приватных разговорах напоминают, что не все участники этого рынка по-честному выплачивают все, что должны. Вместо законного подключения к сетям нелегально перебрасывают кабели к ближайшему жилому дому. Мусор сваливают на чужих помойках. Новые ларьки не покупают, а затраты на те, что у них есть сейчас, давным-давно отбили. За землю могут не платить годами или вообще размещать киоски на газонах безо всяких договоров с городской администрацией.
Чего добивается городская администрация
Сейчас на рынке нестационарных торговых объектов несколько крупных игроков:
- Владельцы, предоставляющие места пекарням, сотовым операторам, продуктовым ритейлерам. Наш источник связывает их с бизнес-группой «Четырехсотые».
- Пищевые и агропредприятия. Например, «УГМК-Агро» и «Сибагро».
- Собственники точек на мини-рынках и в крупных торговых галереях.
Раньше их было больше. По словам источника 66.RU в среде предпринимателей, из игры городская администрация уже выбила «афганцев» и мелких разрозненных владельцев НТО. Им стало невыгодно вести бизнес, и они ушли.
Тактическая цель мэрии Екатеринбурга — вытеснить теперь и «четырехсотых». Стратегическая — «навести порядок». Если совсем грубо, то убрать с муниципальной земли вообще все киоски. Установить новые правила, соответствующие актуальному законодательству. Провести открытые торги. И исключить возможность субаренды.
«Некоторые предприниматели обвиняют нас в том, что созданы непрозрачные правила игры, что требования к содержанию НТО в Екатеринбурге постоянно меняются. На самом деле все они действуют достаточно длительный период времени. Например, правила по внешнему виду объектов приняты еще четыре года назад, но мы не можем применить их к договорам, заключенным по результатам торгов, проведенных до 2020 года. При этом владельцы, вместо того чтобы приводить их в порядок, самовольно меняют их внешний вид, специализацию и даже площадь», — говорил начальник департамента потребительского рынка и услуг Максим Чаплыгин на одном из «Советов неравнодушных» в 2024 году.
Но участники рынка уверены, что из этого ничего не выйдет, потому что большое количество малых предпринимателей не может покупать и устанавливать киоски, подключать их к электросетям — для них это все непрофильная нагрузка, они в это не умеют, и денег на это у них нет. Им легче воспользоваться «готовым предложением» от посредника.
«Для пекарен, сотовых салонов, цветочников, продовольственных магазинов типа «ЖизньМарта» и «Белорусских продуктов» строительство НТО под их техзадание не профильный бизнес. Не говоря уже об уборке прилегающей территории. Каждый арендатор согласен только на то, чтобы заехать в готовый торговый павильон, брендированный по внешнему виду и смонтированный по измерениям под него. В этом наша функция», — объяснил компетентный собеседник.
Итог реформы мэрии, по его словам — перенос торговых павильонов на частные земли и на первые этажи жилых домов. «На участки, которые мэрия предлагает на торгах, никто заявляться не хочет, потому что эти места непроходные — они не устраивают бизнесменов», — высказал свою точку зрения один из участников рынка.
Косвенно это подтверждает история с газетными киосками. Глава предприятия «Розпечать» (развивает сеть «Роспечать») Сергей Ченцов заявил 66.RU, что не собирается возвращать свои объекты на улицы, потому что у него нет необходимой суммы для участия в торгах и на покупку новых торговых павильонов. Теперь в администрации ведут переговоры с сетью «Верный», чтобы продавать печатную продукцию в этих магазинах.
В мэрии не видят проблемы в отсутствии спроса на предложенные места размещения: в городе есть торговые центры, магазины на первых этажах домов, работают службы доставки. А нестационарные торговые объекты — это устаревший формат. И если число таких торговых точек в городе резко сократится, никто сильно не расстроится, полагают в горадминистрации. Кроме того, системные игроки вернутся на рынок, уверены чиновники. Свои торговые павильоны на улицы уже ставят «Хладокомбинат № 3» и «Сибагро».
Реформа рынка нестационарной торговли стартовала в Екатеринбурге год назад. С конца прошлого года незаконные торговые павильоны активно демонтируют. Полностью новые правила должны заработать в конце 2025 года.
По новым требованиям:
- место для размещения НТО на муниципальной земле можно будет получить только через аукцион;
- ларьки запретят ставить в центре города и на гостевых маршрутах;
- плату за размещение поднимут. Для этого введут территориальный коэффициент и коэффициент пассажиропотока;
- владельцев заставят платить обеспечительный взнос. Он должен покрыть расходы по вывозу киоска в случае нарушения закона;
- передавать арендованные места под киоски в субаренду запретят.
Авторы текста: Дарья Александрович, Дмитрий Шлыков



