Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

НДС повысят до 22%. Кто пострадает от изменения больше всего

7 декабря 2025, 13:10
НДС повысят до 22%. Кто пострадает от изменения больше всего
Фото: Антон Буценко, 66.RU
Эксперты утверждают, что от изменений пострадают честные предприниматели, но ущерб для «серого» бизнеса будет еще больше из-за снижения порога уплаты НДС. Изменения почувствуют девелоперы, маркетплейсы и небольшие магазинчики, а также продавцы контрабандных товаров.

С 1 января 2026 года НДС вырастет с 20% до 22%. Льготную ставку в 10% сохранят для всех социально значимых товаров. В их список входят продукты питания, лекарства и медицинская продукция, товары для детей, издания периодической печати, книги, племенные сельскохозяйственные животные. Из перечня исключили молокосодержащие продукты с заменителем молочного жира — они будут облагаться по ставке 22%.

Повышение НДС, безусловно, повлияет на строительный рынок и рынок недвижимости, уверен председатель совета директоров инжиниринговой компании «2К» Иван Андриевский. «В конечном итоге все налоги перекладываются на потребителя. Подорожают квартиры, которые строятся сейчас, офисные помещения. Контракты в стадии завершения, наверное, не будут пересматриваться. Часть проектов может просто начать откладываться, потому что очень много стартапов находятся на стопе», — цитирует его «Коммерсант».

Юрист практики налогового консультирования BGP Litigation Алина Макарова назвала pravo.ru несколько категорий бизнеса, которые пострадают от изменений:

  • B2C-бизнес — розница и услуги населению: парикмахерские, кафе, фитнес-клубы, небольшие магазины. Добавление НДС автоматически увеличивает цену на 5–7%. Если покупатели не будут готовы платить больше, бизнес ждет падение спроса, убытки и закрытие.
  • Компании с низким входящим НДС — те, кто мало что покупает у других поставщиков с НДС. Такой бизнес не сможет компенсировать возросшую нагрузку вычетами. Вся нагрузка ляжет на конечную прибыль или цену товаров.
  • Сетевой бизнес и маркетплейсы — франшизы, бренды с множеством точек. ФНС давно борется с дроблением в этом сегменте, и новые правила усилят контроль.

Также, по предположениям экспертов, пострадает промышленное производство и сфера информационных технологий.

«Организации, не использующие преференциальные схемы и реализующие софт или импортирующие технику, ощутят усиление фискального давления. Это вызовет подорожание их предложений на рынке», — пишет портал vc.ru.

Единственный выход для таких компаний — поднять цены на величину вновь введенного НДС.

Председатель совета директоров «Планета увлечений» (сеть хобби-гипермаркетов «Леонардо») Борис Кац напомнил о еще одном новшестве — снижение порога уплаты оборотного НДС с 60 млн до 10 млн для малых предприятий, работающих на упрощенной системе налогообложения. Он считает, что в первую очередь это скажется на ценах маркетплейсов при продаже «серого» импорта.

«В итоге от новшеств по НДС больше всего пострадает тот бизнес, который нарушал закон. Также пострадает бизнес по продаже контрабандных товаров. Последнее сильно поможет «белому» бизнесу, например, в легкой промышленности, который сильно страдает от «серого» импорта», — цитирует его РБК.

Совладелец сети петербургских супермаркетов «РеалЪ» Александр Мышинский дал более мрачные прогнозы. Он уверен, что сочетание всех этих изменений сделает ведение законного прозрачного бизнеса очень проблематичным: «Особенно с учетом высокой ставки ЦБ и постоянно растущих затрат на персонал. Многие уже говорят, что будут сворачивать деятельность. К концу 2026 года рынок розничной торговли ждет очередная консолидация: большинство небольших игроков уйдет или их купят, а развитие крупного бизнеса остановится. Никто не захочет инвестировать, если правила игры постоянно меняются».

По его мнению, выиграют либо те, кто продолжит работать в «серой» зоне, либо те, кто имеет возможность монопольно повышать цены. «Для них ничего не изменится, они просто займут еще большую долю рынка. Конкуренция снизится, и для потребителя это означает не только рост цен, но и сокращение ассортимента», — добавил он.

  • НДС — налог для предпринимателей и некоммерческих организаций, которые продают, производят товары или оказывают услуги. Это косвенный налог, который закладывается в стоимость товара: покупатель оплачивает его в составе цены, а продавец позже платит в бюджет. Если товар прошел через цепочку посредников, то при каждой сделке начисляется НДС.
  • Министерство финансов внесло изменения в Налоговый кодекс в сентябре.