Генпрокуратура требует взыскать с владельцев «Вектор Рейл» и «СГ-Транс» — бывшего вице-президента РЖД Салмана Бабаева, его сыновей и их партнера Алексея Тайчера — более 30,1 млрд рублей в пользу государства. Иск подали в Октябрьский районный суд Екатеринбурга
Компания «Вектор Рейл» принадлежит Тимуру и Руслану Бабаевым — собственникам оператора перевозок сжиженных углеводородных газов «СГ-Транс». Алексей Тайчер с июня 2024 года находится в следственном изоляторе по обвинению в хищении у «Трансфин-М» 710 млн рублей, Бабаевы фигурантами уголовных дел пока не являются.
Еще один ответчик — созданная в 2010 году в Свердловской области и принадлежащая РЖД «Федеральная грузовая компания» (ФГК). Это крупнейший в стране грузовой железнодорожный оператор.
Тайчера и Бабаева подозревают в нарушении антикоррупционного законодательства. Ответчики пытались легализовать незаконно полученные активы и передавали их другим лицам, говорится в материалах дела. Генпрокуратура установила, что в 2012–2013 годах ФГК заключила с принадлежавшей РЖД «Трансфин-М» восемь договоров лизинга на 12,6 тыс. грузовых железнодорожных вагонов. В 2017 году Тайчер подписал с «Трансфин-М» соглашение об увеличении размера платы за пользование вагонами. Итог — затраты ФГК увеличились на 1,1 млрд рублей, а доходы «Трансфин-М» выросли на ту же сумму.
После этого Тайчер обеспечил заключение «Трансфин-М» фиктивных договоров займа с принадлежащим ему «РейлСтрим». По этим контрактам на счета компании поступило 937,5 млн рублей. Большую часть средств вывели за рубеж, а компанию-заемщика обанкротили. В рамках этого эпизода Тайчера арестовали летом 2024 года.
Кроме этого, по данным прокуратуры, Тайчер в 2018 году продал принадлежащие «Трансфин-М» 3075 железнодорожных вагонов стоимостью более 6,5 млрд рублей. Покупатель — аффилированное с ним общество РРЛ, которым владела кипрская компания. Позже РРЛ ликвидировали, а подвижной состав перерегистрировали на другую кипрскую фирму, которую Тайчер в 2021 году передал «Вектор Рейл». Она принадлежала Салману Бабаеву и его сыновьям — Руслану и Тимуру.
В 2019 году Тайчер, работая советником председателя правления РЖД, узнал о планируемой продаже ею своей дочерней компании — «Трансфин-М». Он решил увеличить капитализацию компании за счет госсредств и в последующем создать условия «для безальтернативной реализации этого общества самому себе на нерыночных и неконкурентных условиях», говорится в материалах дела, на которые ссылается «Коммерсантъ».
Для этого Тайчер организовал досрочное расторжение заключенных в 2012–2013 годах ФГК с «Трансфин-М» восьми договоров лизинга на 12,6 тыс. грузовых железнодорожных вагонов и отказ ФГК от выкупа у компании арендуемых вагонов за 14 млрд рублей. В итоге «Трансфин-М» продал вагоны за 22,6 млрд рублей акционерному обществу «ВТБ-Лизинг». Последнее по предварительно заключенному в 2019 году соглашению предоставило вагоны в лизинг ФГК. Ущерб от этих сделок, по данным Генпрокуратуры, составил 8,6 млрд рублей. Позже Тайчер выкупил акции «Трансфин-М» и «обратил в свою пользу 22,6 млрд рублей, полученных обществом от реализации вагонов».
Всего Бабаев и Тайчер вывели из РЖД 30,1 млрд рублей. Предварительное слушание по иску в Октябрьском районном суде пройдет 14 марта. На время разбирательств предприятия ответчиков должны работать.