Несмотря на падение экспорта с Урала, экономика региона остается экспортно ориентированной. Одних макарон, например, с начала года отгрузили 13 тысяч тонн на 800 миллионов рублей. В этом сегменте объемы поставок даже увеличились: +10% аналогичному периоду прошлого года. Основные покупатели уральских макарон — Казахстан (42% экспорта изделий из твердых сортов пшеницы) и Туркменистан (25% от всей продукции), а всего уральские макароны идут на экспорт в 21 страну мира.
Охотно берет Казахстан и уральскую тушенку: из 335 тонн вывезенной консервированной продукции большая часть пришлась на восточного соседа. Есть и новые рынки: в 2024-м впервые в истории из Свердловской области тушенка ушла в ОАЭ.
Помимо продовольствия, другая крупная статья уральского экспорта — самоцветы, например: с начала года уральские таможенники оформили на вывоз без малого две тонны драгоценных камней (изделия из малахита, нефрита и доломита). Список импортеров самоцветов из УрФО примерно повторяет структуру экспорта в принципе: ОАЭ, Китай, Азербайджан.
Из других ведущих стран-партнеров в экспорте — Казахстан, Китай, Узбекистан, Республика Корея и Белоруссия, на которые приходится 78% всего объема. Парадоксальным образом затесалась в этот список и Европа.
Хотя, казалось бы.
Экспорт смутного времени
Уральская компания «Зерноопт» продает оптом зерновые, масличные, бобовые культуры. И делает это стабильно уже двадцать лет — преимущественно ориентируясь на рынок внутренний. Существенное нарастание экспорта случилось… в 2022 году, что, на первый взгляд, выглядит сомнительно и неожиданно. Однако, как объясняет директор компании Игорь Абрамов, сложные времена открывают новые возможности. «Смутные времена — это всегда шанс. Конкурентов стало меньше, многие опасаются делать рискованные шаги, а мы взяли и сделали», — рассказывает Абрамов.
Ключевыми экспортными товарами в «Старый свет» стали чечевица, лен и нут — продукция, которая пользуется спросом в Европе, но не так популярна на внутреннем российском рынке. Внутри РФ структура спроса иная: российскому рынку требуются преимущественно пшеница и ячмень.
Благодаря эффективному анализу рынка уральская компания нашла свою пусть узкую, но стабильную нишу на целевых рынках. Как именно? В ходе анализа выяснилось, что спрос на лен, чечевицу или нут в Европе выше, чем на другие культуры. Это связано с изменениями в потребительских предпочтениях и развитием растительного («эко-», «крафт-») питания. Так компания, предлагающая подобные нишевые продукты, смогла занять менее конкурентные (но при этом весьма высокомаржинальные) сегменты рынка и в конечном счете успешно конкурировать с крупнейшими игроками агрорынка, среди которых — Турция, Казахстан и даже Канада.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
Игорь Абрамов, директор «Зерноопт» |
Европа: вопреки ожиданиям
Удивительно, но экспорт продукции компании в Европу оказался не только возможным, но и активно растущим направлением. Вопреки санкциям, продовольственные товары не попали под ограничения, что позволило сохранять устойчивые логистические цепочки.
«Нет никаких проблем на европейской таможне, никто не чинит преград. Для продуктов питания окна открыты», — подчеркивает Абрамов. Продукция перевозится через Беларусь, где пограничные переходы остаются доступными для подобных грузов. Хотя совсем безоблачной работу назвать вряд ли получится: по ряду направлений введены фактически заградительные пошлины на некоторые товары. «Но все равно мы пробиваемся», — говорит Игорь Абрамов.
На пользу экспортерам пошло и укрепление европейской валюты. А укрепление национальной в начале года — не пошло: «Мы продаем продукцию за валюту, и осеннее падение рубля для нас оказалось на руку. А когда до этого рубль долгое время укреплялся, торговать нам было куда менее выгодно», — комментирует ситуацию директор.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
Китай и тонкости
Хотя компания работает над диверсификацией поставок и уже планирует выход на азиатские рынки, особенно в Китай, это направление пока дается с трудом.
«Китай — это отдельная история, там все сложнее. Нужно проходить аккредитации, лицензировать склады, проводить мониторинг продукции. Если из, допустим, десяти производителей льна только два аккредитованы китайскими регуляторами, остальные восемь не могут туда выйти, хотя в Европу — пожалуйста. В Китай нужна отдельная бумажка с аккредитацией. И таких бумажек там много…» — делится Абрамов.
Тем не менее планы по освоению китайского рынка остаются амбициозными. Уже в следующем году компания усилит это (и другие южные) направления, в том числе за счет поддержки региональных экспортных инициатив.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
Ближний Восток и Глобальный Юг
Помимо Европы и Китая, компания делает ставку на «Глобальный Юг» — прежде всего Африку, Индию и страны Ближнего Востока.
В январе 2025 года команда с Урала повезет свою продукцию на крупные региональные выставки в Индию и ОАЭ. Не без помощи Свердловского центра поддержки экспорта (в составе СОФПП), который софинансирует участие в выставках — помогает в оформлении и продвижении стендов.
И не только. Иногда меры поддержки от СОФПП происходят в таких узких вещах, о которых человек с улицы может и не задумываться. Например, содействие в лабораторных исследованиях продукции. Такие исследования необходимы для соответствия зерновой продукции международным стандартам качества, и Центр берет на себя до 80% затрат, связанных с исследованиями и сертфикацией.
Но список мер поддержки экспортеров этим не исчерпывается. Как и одним отдельно взятым экспортером зерновых — за полный 2023 год Центр поддержки экспорта Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства помог заключить 129 контрактов экспортерам со всего Среднего Урала на сумму более $49,7 миллиона.
Реклама. Свердловский областной фонд поддержки предпринимательства (микрокредитная компания), sofp.ru (http://sofp.ru/), erid: F7NfYUJCUneP5VCgL2DM |