«Не нужно грустить по Netflix». Генпродюсер Okko Гавриил Гордеев — об угрозах для российского стриминга

5 декабря 2024, 17:22
Фото: Денис Полуэктов/ коллаж: Анастасия Кеда, 66.RU
Рынок видеосервисов России за последние четыре года пережил трансформацию. Раньше основной зрительский интерес аккумулировали голливудские блокбастеры и сериалы американских студий. Сейчас онлайн-кинотеатры делают ставку на оригинальные проекты. Генеральный продюсер Okko Гавриил Гордеев считает, что ничего страшного не произошло. Свои аргументы он привел в разговоре с журналистом 66.RU.

До 2022 года рынок легального стриминга прирастал на 40–50% ежегодно. Российские онлайн-кинотеатры собрали внушительную коллекцию иностранных фильмов и сериалов и предложили удобный сервис. После ухода американских сервисов Disney+ (дистрибутирует франшизу «Пираты Карибского моря» и фильмы вселенной Marvel) и HBO (сериалы «Игра престолов», «Клан Сопрано», «Подпольная империя», «Наследники», «Секс в большом городе») освободившееся место в медиатеке заполнил контент из Турции и Азии. Параллельно платформы начали инвестировать в производство собственных проектов.

Некоторые участники рынка высказывали опасения, что новый контент не сможет конкурировать с западными блокбастерами, а онлайн-кинотеатры ждут тяжелые времена. Гавриил Гордеев прокомментировал страхи индустрии (мнимые и реальные).

Уход западных фильмов и сериалов

В марте 2022 года на фоне СВО кинокомпании объявили об отмене в России ближайших премьер. Летом из библиотек онлайн-кинотеатров начали пропадать и старые проекты иностранного производства из-за отказа мейджоров продлевать контракты.

— Исчезновение фильмов и сериалов западного производства только звучит как проблема. На мой взгляд, это позитивный момент и правильный вызов. В десятые годы российская индустрия выпустила много интересных сериалов, которые по привычке ориентировались на западные. Но со временем стало понятно, насколько произведения на HBO — это клише, а за провокационными темами часто стоит голая математика.

Российский зритель не потерял, когда лишился некоторых западных фильмов и сериалов.
Во-первых, западный контент остался и его легально показывают разные платформы.

Большинство талантливых произведений до сих пор доступно. Тот же Мартин Макдонах (режиссер «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» и «Банши Инишерина»).

Во-вторых, у меня были мимолетные переживания по поводу марвеловского или диснеевского кино, но последние части франшиз я не мог переносить. Они самоуничтожились из-за заигрывания с повесткой и сменой авторского коллектива.

Сейчас у нас нет другого выхода, кроме как создавать художественные произведения, которые будут нестыдными не только с точки зрения качества съемки (этому все давно научились), но и с точки зрения заложенных в них идей. Стриминги конкурируют за смыслы и ценности. За сценарии, которые отражают запрос той или иной аудитории.

Вопрос в правильной настройке диалога со зрителем и эмоциональной связи с ним. Платформы не имеют права дать подписчикам то, что оставит у них плохое послевкусие и ощущение зря потраченного времени.

Стагнация индустрии

Сейчас витрины онлайн-кинотеатров формирует в основном отечественный контент. В отсутствие конкуренции российские фильмы и сериалы собирают большие просмотры. Остались ли они на таком же уровне, если бы рядом на полках были американские ситкомы — большие сомнения.

— Есть обманчивое ощущение, что нужно иметь насмотренность, чтобы создавать интересное произведение. Это не так. Я много общаюсь с талантливыми российскими сценаристами, они стараются не смотреть / не читать не свое. В какой-то момент трудно отделить образы, придуманные тобой и навязанные чужим произведением. Если я занимаюсь кино, то должен не копировать, а создавать свою, самобытную, историю.

Посмотрите на китайский кинематограф, который находится в похожем положении. Без многих американских новинок, культивируя и поддерживая собственную индустрию, они невероятно выросли.

У Китая появляется крутая фантастика. И это вообще другой взгляд на мир, который отличается от привычной западной модели.

У нас тоже невероятная база — как советских, так и современных российских произведений. Тут большие перспективы. Поэтому не нужно грустить по сериалам Netflix.

Индустрия, созданная онлайн-кинотеатрами, — самый показательный пример здоровой конкуренции. Платформы взаимодействуют друг с другом, создают фестивали, формируют тренды, обмениваются опытом и двигают вперед всю киноиндустрию.

Ни в одной стране нет такого количества онлайн-кинотеатров. И все мы боремся за внимание и здоровье зрителя, создавая правильное и хорошее художественное произведение. С каждым разом все круче и круче. Жизнь слишком коротка, чтобы заниматься адаптацией, копипастом и работой по референсам.

Дефицит качественного контента

В 2022 году количество фильмов и сериалов крупнейших западных киностудий в ведущих российских онлайн-кинотеатрах за год сократилось в 1,5–2 раза. Их заменили на турецкие мелодрамы и южнокорейские дорамы. Кроме того, сервисы начали активно обмениваться контентом.

— В онлайн-кинотеатрах, несмотря ни на что, большой выбор. Наша библиотека состоит из линейки оригинального контента, лицензионного контента, в том числе производства других видеосервисов, спортивного контента. Да, онлайн-кинотеатры обмениваются сериалами, но это не означает, что существует дефицит. Это обычная бизнес-модель для расширения подписки.

Okko тоже сотрудничает со сторонними производителями, но это исключение из правил. Какая бы дружба ни была с другими платформами, у каждого своя стратегия. А оригинальные сериалы составляют основную аудиторию и вообще формируют бренд онлайн-кинотеатра.

Турецкие и корейские сериалы — важная часть библиотеки. И для нашего зрителя это естественно. Раньше показывали бразильские и испанские мелодрамы, сейчас этот сектор заняла Турция.

Мода на турецкие сериалы началась давно. Например, «Великолепный век», который вышел в России в 2012 году, до сих пор крупный хит.

Пиратство

Зрители, потеряв возможность посмотреть американские новинки, вернулись к использованию пиратских сервисов. Объемы скачанных с торрентов файлов выросли, а RuTube стал большим складом нелегального контента.

— Кто-то может пожалеть несколько сотен рублей в месяц на платную подписку. Но все больше и больше людей пользуются легальными сервисами. Мы готовы платить деньги за эту услугу, если будем уверены, что получим удовольствие от просмотра фильма, сериала или футбольного матча.

А пираты — это даже не главная, а вечная беда, которую трудно искоренить. В нулевые индустрия лишилась больших денег из-за DVD-дисков, в десятые — из-за торрентов. Я уверен, что нет другой возможности победить пиратство, кроме как воспитывать зрителя.

Если мы осознаем, что пираты — это воры, что те, кто потребляет пиратский контент, — это такие же воры, что они воруют у своей страны и не дают развиваться рынку, то ситуация может поменяться в лучшую сторону. Если мы перестанем пользоваться пиратскими ресурсами, то они по естественным причинам исчезнут.

Валерий Кунщиков
журналист

Читайте также