— Когда заканчивается эпоха жизни на стероидах, начинается ломка. И у каждого свои представления о том, как жить дальше. Поэтому мощнейшая неопределенность — это то, с чем мы будем жить. Замедление уже пошло практически по всем направлениям.
Почему, как говорят производственники, безумствует Центробанк? Потому, что продолжают расти доходы и зарплаты, и они разгоняют спрос. Поэтому у ЦБ есть свои основания. Но если мы посмотрим на то, как растет или падает экономика (в основном пока растет), то увидим, что она разная по регионам, по секторам.
Промышленность выросла уже в 2023 году. Но не везде. Свердловская область, например, росла, а Дальний Восток и половина Сибири — нет.
В 2024 году рост продолжается. Но если мы берем опять Дальний Восток, Сибирь, то снова видим спад.
Кроме того, начинает затухать промышленность Свердловской и Челябинской областей. Казалось бы: регионы с развитой оборонкой должны продолжать расти. Но у металлургов, составляющих существенную часть промышленности этих регионов, уже все не здорово, потому что основной потребитель их продукции — стройка.
Стероидный рывок закончился. Сейчас все очень невнятно. Очень по-разному. В разных регионах, в разных секторах начинается адаптация к другой реальности.
И причина — не выросшая ключевая ставка. Не только она.
К примеру, добывающая промышленность в минусе уже второй год. И Центробанк ни при чем. Там ограничения, там реально растущие проблемы: невозможность вывоза продукции, снижение мировых цен. Поэтому вы, конечно, можете биться до морковкина заговенья про ставку в 21%, но в экономике проблем гораздо больше.
Давайте шире смотреть на экономику. Добывающая промышленность — это не про ставку, а про ситуацию на мировых рынках и про ограничения, которые мы взяли на себя сами.
В обрабатывающей промышленности все прекрасно. Но не везде. Только в Курганской, Тульской, Свердловской областях и дальше по списку регионов с развитой оборонкой. Все это тоже на стероидах. Хоть вы тресните, это бюджетные деньги, которые разогнали такой рост и пошли в определенные места.
И Свердловская область вполне себе была в мейнстриме в 2023 году, с чем я вас и поздравляю. А что сейчас? А все, потолок. Несмотря на то, что на 2025 год повысили оборонные расходы, мощностей больше нет. И не будет, пока не прибавится рабочей силы. Она убавляется, и даже в этой, по статистике сверхуспешной, сфере начинается адаптация к меняющейся реальности.
Благодаря стероидной политике инвестиции не падали вообще. В 2022 году они продолжали расти и очень неплохо росли, в том числе в 2023-м, из чего я делаю вывод о том, куда в значимой степени эти инвестиции пошли.
В 2024 году — с ума сойти — у вас в Свердловской области почти сорокапроцентный рост инвестиций по первому полугодию. Вы хотели счастья? Их есть. Вы заметили это счастье? Куда пошли эти плюс почти 40% инвестиций? Ответа нет.
Сейчас феноменальный инвестиционный рост по первому полугодию 2024 года требует значимой проверки. Каким образом этот рост считается? Наверняка это рационально и разумно проверять стройкой, куда идут инвестиции.
Самая большая стройка была в 2023 году на Дальнем Востоке. Мы делали новую дорогу, дорогу жизни для экспорта-импорта в Азиатско-Тихоокеанский регион, и можно увидеть, что Дальний Восток в тот период — это самые большие объемы роста, динамики строительства. Что доказывает мне, что эти инвестиции были. Могучий рост был связан с введением материальных объектов.
Какие новые производства создавались в Свердловской области в момент роста инвестиций на 40%? Вам лучше знать, а я подержусь подальше, чтобы жить спокойнее. Но что-то было.
Если смотреть на стройку в 2024 году, Дальний Восток-то уже в минусах. Все деньги на дорогу жизни закончились. У РЖД нет ни мощностей, ни рабочей силы. И Дальний Восток после прыжка на 20% стройки пошел вниз.
Все колоссально быстро меняется. Даже в течение года. Мы видим серьезные трансформации.
Но Свердловская область — молодцы. У вас общее строительство продолжает расти. Поэтому когда ваш девелопмент будет говорить, как у них все плохо, то, пожалуйста, не очень верьте. У них плохо с закредитованностью. Но ввод объектов — очень даже ничего.
По данным за январь–сентябрь 2024 года, пузырь сдулся практически полностью. Рост в этот период по строительству — 20,6%. По жилищному гораздо меньше — 1,6%. И будет уходить в ноль. Стероиды в виде льготной ипотеки поломали рынок. Теперь мы за это платим, потому что не бывает стимуляторов без побочных эффектов.
Мне очень жаль российский девелопмент, но ему придется охолоднуть. Кто-то это уже понял. Гляньте на цифры динамики Москвы и Санкт-Петербурга — снижение на треть и на четверть. Они уже все поняли.
Я в Тюмени сейчас на градфоруме говорила: «Ребята, тормозите, потому что не будет такого спроса. И все разговоры про хуснуллинские 120 миллионов квадратных метров ввода жилья пора заканчивать. Пора уже расслабиться. Времена поменялись». В Свердловской области тем временем жилое строительство выросло на 8%. Мое дело предупредить.
Все по-прежнему хорошо в Якутии и в Приморском крае. И рынок новостроек там живет не только за счет денег тех, кто по контракту ушел на фронт и стал много зарабатывать. Помогает дальневосточная ипотека под 2%. Дайте вашим девелоперам эти 2% годовых, так они настроят по самое не могу. Только что будет делать федеральный бюджет, который должен компенсировать эту разницу? Она уже больше 500 млрд. А если еще спустят, будет еще веселее. Эти вещи надо учитывать.
68% всего ввода жилья в январе–сентябре — это индивидуальное жилищное строительство и дачи. Многоэтажки тихо-мирно сжимаются, но упорный российский народ продолжает строить себе дома. Ты ему сделай хоть 50% ипотеку. Он все равно свою тачку будет набивать доступными средствами: где мог, там стащил, где не смог, купил и колотит.
Это сейчас основной актив, основная возможность жилого строительного рынка. К этому надо прилаживаться. Потому что бывают экономические периоды, когда переть не надо. Надо оглянуться и подождать, понимая, что у правительства нет долгосрочной стратегии. Оно затыкает дыры текущего периода. Не стреляйте в пианиста, он играет как умеет. И это способ его существования.
Благодаря тому, что подняли ключевую ставку до 21%, безумного роста цен на жилье в 2024 году уже нет. Рост в 7,4% в среднем по стране на первичке, 14,8% — на вторичке.
Но в Свердловской области, которая продолжает строить, динамика цен на первичном рынке, на минуточку, почти в два раза выше, чем в среднем по стране. Вы заплатили за ваш активизм.
Стройка и девелопмент первые идут под раздачу после ухода со стероидов. И вы первые встречаете эти риски, потому что вы разогнались. У вас был спрос. Вы поверили, что так будет всегда. А теперь начинается коррекция. И как девелопмент выйдет из этого? Это уже дело чести, доблести, геройства нашего реального сектора, который, как мы знаем, может все.
Можно сравнить, как зарплата летела вверх. В январе–августе 2023 года она в номинале росла на 14,5%. В тот же период 2024-го — более 18%.
Свердловская область с полным энтузиазмом участвует в этой гонке зарплат — они у вас выросли более чем на 22%. Первый импульс — в оборонке. Потом он распространился повсюду.
Это тоже на стероидах. И тоже будет ломка. Первый симптом ломки мы видим, он называется инфляция.
Безусловно, рост реальных доходов населения — это хорошо. Но могу вам сказать: что-то беда случилась. В среднем по стране во втором квартале года динамика продолжает расти по сравнению с первым. Но в шести федеральных округах из восьми она, наоборот, упала. Зато сохраняется в замечательных, по статистике, Северном Кавказе и Южном федеральном округе.
Возникает вопрос: а как по всей-то стране у нас продолжался ускоренный рост доходов? У меня нет ответа.
А кто первые жертвы этого схода со стероидов? Не вы, господа. Настоящие первые жертвы — пенсионеры. Их реальные пенсии с четвертого квартала 2023 года снижаются. И снижение в третьем квартале этого года ускорилось. Коррекция-оптимизация идет по этой группе населения.
Вторые жертвы — бюджетники, которым последний раз индексировали зарплаты в 2023 году. Но они хоть трудоспособны. Идите на военный завод и будет вам счастье, у нас всегда есть свобода выбора.
Мы действительно будем слезать со стероидов. Все, кроме оборонки. Но даже она тормозит. Мы будем переформатироваться. Это будет болезненный и непростой период.
Бюджеты при этом хорошо летят вверх. На НДФЛ — рост на 29%. Потому что бешено растут зарплаты. Бюджеты завязаны на эту трансформацию, но не за счет того, что бизнес стал больше платить. Провал по бизнесу неизбежен, а кормильцами бюджета стали мы с вами — люди работающие. С чем я всех нас и поздравляю.