Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

За 10 лет из Екатеринбурга ушло 80% региональных сетей. Как меняется рынок ретейла

25 июня 2024, 10:12
За 10 лет из Екатеринбурга ушло 80% региональных сетей. Как меняется рынок ретейла
Фото: архив 66.RU
Пока локальные игроки закрывают бизнес или продают свои доли более крупным конкурентам, федеральные продуктовые сети вынуждены искать новые точки роста. Основные тренды и прогнозы о будущем продуктового ретейла — в материале 66.RU.

Потребительская активность в России растет с начала года и остается высокой практически во всех регионах страны благодаря росту как доходов, так и кредитования, следует из последнего доклада Центробанка «Региональная экономика». Вместе с этим растет и оборот розничной торговли, в том числе и продуктами. За три года выручка продуктовых магазинов выросла на 37%.

За 10 лет из Екатеринбурга ушло 80% региональных сетей. Как меняется рынок ретейла
Фото: Настя Кеда, 66.RU

Вместе с тем растет и доля оборота сетей в общем объеме торговли продуктами. По данным Росстата, за десять лет она выросла почти в два раза — до 47,5%. Это подтверждают и финансовые итоги торговых сетей за год — выручка десяти крупнейших продуктовых ретейлеров за год выросла на четверть и достигла 2,5 трлн рублей. Среди причин роста аналитики агентства INFOLine называют переориентацию потребителей с локальных сетей на федеральные. Крупные игроки поглощают мелких — и это один из ключевых трендов в продуктовом ретейле.

Поглощения гигантами и уход региональных игроков

Одна из главных сделок слияния и поглощения 2023 года — покупка «Лентой» сети «Монетка», которая управляла 2,1 тыс. точек на Урале и в Западной Сибири. После продажи на рынке Екатеринбурга осталось всего два местных игрока — группа компаний «Кировский» Игоря Ковпака и торговая сеть «Яблоко» Дмитрия Плотицина.

За 10 лет из Екатеринбурга ушло 80% региональных сетей. Как меняется рынок ретейла
Фото: Настя Кеда, 66.RU

Кроме того, «Магнит» выкупил треть доли дальневосточной сети «Самбери». X5 Group поглотила волгоградскую компанию «Тамерлан» (сети «Покупочка» и «ПокупАлко»), калининградскую «Виктория Балтия», управляющую магазинами «Виктория», и магазины хабаровской сети «Амба». Это подтверждает и еще один тренд — федеральные сети начали осваивать регионы Дальнего Востока в борьбе за выручку.

Ушли с рынка в 2023 году екатеринбургский «Елисей» и петербургская сеть премиальных супермаркетов «Лэнд».

«Если мы возьмем за основу текущую систему регулирования, то процесс консолидации рынке неминуем. В перспективе ближайших 10 лет будет оставаться все меньше локальных игроков, в далекой перспективе их может не остаться вовсе. Это можно изменить, если изменить подход к регулированию и если сами участники начнут кооперироваться. Такие союзы мы видим в Европе, США, но в России они не покрывают даже 5% сетей», — рассказал 66.RU основатель, глава группы компаний INFOLine Иван Федяков.

По словам Федякова, региональные сети «могут уклоняться от удара», находя новые ниши и предлагая больший ассортимент локальной продукции.

Это же мнение разделяют и другие эксперты рынка. Так, по словам директора по развитию бизнеса e-commerce ГК «КОРУС Консалтинг» Вячеслава Когана, региональные ретейлеры «могут успешно конкурировать за счет локальной фишки и «нишевости».

Среди других способов укрепления региональных игроков на рынке аналитики отмечают запуск собственного производства (готовых блюди и кулинарии), уникальный товарный ассортимент, сервис и подбор локации.

«Основные конкурентные преимущества местных игроков — лучшее знание рынка, лучшее знание локаций, знание потребителя и предложение оптимальных решений для них. Например, барнаульская сеть «Мария-Ра» смогла отстроиться от конкурентов за счет собственной сильной и качественной торговой марки, за которой в ее магазины идут покупатели», — отмечает Федяков.

Переориентация с мягких на жесткие дискаунтеры

Когда-то крупнейшие сети страны «Магнит» и «Пятерочка» сами начинали как дискаунтеры, со временем поменяв формат. Мода на магазины, торгующие товарами по цене ниже среднерыночных, возродилась в 2014–2015 годах, во время предыдущего экономического кризиса. По оценкам аналитиков M.A. Research, в 2020 году доля дискаунтеров в обороте продуктового ретейла достигла 10,5—11,2%. К 2023 году, посчитали эксперты INFOLine, он достиг 28%.

«В сегменте FMCG (товары для частого потребления) формат вырос из локальных «Доброцена» и «Светофора» и стал частью стратегии крупных федеральных компаний. Понимая серьезные перспективы этого канала продаж, в игру стали активно включаться лидеры рынка», — отмечает Иван Федяков.

Так, ретейлер «Магнит» к уже существующему формату «Моя цена» в 2023 году запустил жесткий дискаунтер под брендом «B1», или «Первый выбор». Последние отличает меньший ассортимент и большее количество — до 50% — собственных торговых марок.

«Мы видим, что восприятие дискаунтеров в России меняется, это магазины для рациональных покупателей, которые не хотят переплачивать за качество и при этом ждут хорошего сервиса, к которому привыкли. Формат «жестких» дискаунтеров ориентирован на закупки базовой продовольственной корзины на несколько дней и ежедневные покупки свежих товаров, в то время как «Моя Цена» закрывает более широкие потребности в ежедневных покупках базовых товаров. Свой потребитель есть у каждого из форматов дискаунтера», — рассказал 66.RU директор уральского округа сети Сергей Олейников.

Смешивание границ онлайна и офлайна

В исследовательской компании NielsenIQ посчитали, что продажи через онлайн-канал за год выросли на 35,7%, тогда как в офлайн-рознице — только на 8,1%. Именно высокая доля в онлайн-продажах, прирост торговых площадей и высокое качество обслуживания, считает гендиректор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров, становятся ключевыми факторами развития федеральных сетей.

По словам Сергея Олейникова, границы между онлайн и офлайн торговлей постепенно размываются, в том числе за счет объединения магазинов с пунктами выдачи заказов маркетплейсов.

«Компания запустила собственный маркетплейс «Магнит Маркет» на базе приобретенного в прошлом году «KazanExpress». На сегодняшний день в 126 городах России работают более 1000 пунктов выдачи заказов «Магнит Маркета». Половина из них — новые ПВЗ, открытые непосредственно в магазинах «Магнит», — рассказал 66.RU представитель сети.

Изменение форматов магазинов

Уменьшение площадей торговых точек — еще один ключевой тренд на рынке. Эксперты отмечают, что даже крупные сети начали развивать малый формат стрит-ретейла, который ранее был характерен для небольших игроков. Примеры — франшиза «Около» X5 Group, «Магнит рядом», «Красное и Белое» и «Бристоль» группы Mercury.

Директор уральского округа сети «Магнит» Сергей Олейников в беседе с корреспондентом 66.RU отметил, что видит потенциал развития ультрамалых магазинов, поскольку емкость этого сегмента составляет 12% от всего рынка продуктов питания.

По словам директора практики по стратегии роста и продаж компании «Рексофт консалтинг» Кирилла Малышева, сетям приходится модернизировать и формат гипермаркетов, которые переживают кризис.

«Гипермаркеты в кризисе не только в России — этот формат теряет покупателей по всему миру. Причин много, одна из них в том, что покупки в гипермаркетах требуют времени, которого у людей все меньше. Компания Х5 Retail Group — как мы знаем — не смогла сделать свои гипермаркеты «Карусель» достаточно конкурентоспособными — их закрыли и частично переформатировали в «Перекрестки». Сеть «Лента», начинавшая розничный бизнес с крупных форматов, сейчас делает ставку на супермаркеты. Ничего удивительного — если основной набор продуктов возле дома дешевле, чем в гипермаркете, зачем специально куда-то ехать», — рассказал в интервью 66.RU основатель закрывшейся торговой сети «Гастроном «Елисейский» Александр Оглоблин.

С 2014 по 2021 год доля гипермаркетов в общем объеме торговых площадей снизилась с 30 до 18%. Поэтому гипермаркеты вынуждены использовать свои площади для производства готовой еды, выделять зону кафе, работать в качестве даркстора и т. д.

«В сети мягких дискаунтеров «Пятерочка», «Магнит», «Дикси» новые магазины открываются уже с пекарнями, а действующие торговые объекты пекарнями переоборудуются. В результате потребитель делает выбор в пользу привлекательного сервиса, товаров высокого качества, кофе-пойнтов и кулинарии», — отмечает Михаил Бурмистров.