После изменения правил нестационарной уличной торговли размещать ларьки и киоски на муниципальных землях станет сложнее (к примеру, их нельзя будет ставить на гостевых маршрутах и в центре города, — прим. ред.). Бизнесмены нашли выход и уже начали перевозить свои павильоны (и новые, и те, которые раньше стояли не на придомовых территориях, — прим. ред.) ближе к многоквартирным домам.
«Некоторые коммерсанты с осени прошлого года начали активно переводить торговые объекты на земли третьих лиц. В итоге от этого администрация теряет деньги в бюджет и возможность влиять на внешний вид объектов», — рассказал корреспонденту 66.RU источник на рынке.
Для размещения киоска возле дома бизнесмену нужно получить согласие жильцов (путем голосования собственников) и заключить договор аренды с управляющей компанией или товариществом собственников жилья. Собственники дома имеют право получать арендную плату. Иногда бизнесмены в обмен на возможность поставить на придомовой территории торговый павильон приводят в порядок освещение в подъездах и дворах или могут помочь с благоустройством, рассказал еще один собеседник нашего журналиста.
Проще всего разместить свои ларьки около домов бизнес-группе, контролирующей большую часть управляющих компании города. Эту информацию подтверждают все источники, имеющие отношение к рынку нестационарных торговых объектов.
«Они могут, не платя собственникам арендную плату, подписывать от собственных управляющих компаний разрешения на установку объектов», — отметил один из источников.
Другая, конкурирующая с ними группировка, в свою очередь, без проблем может размещать киоски на землях союзных им управляющих компаний. «К примеру, «договариваются» с ЗАО «Орджоникидзевская УК» и районной администрацией», — добавил другой собеседник.
В результате киосков рядом с многоквартирными домами станет больше.
«Торговые объекты и раньше ставили на землях многоквартирных домов. Но теперь, в связи с новыми правилами размещения, их, конечно, станет больше. Потому что сейчас будут обращать внимание на те участки у домов, на которые раньше и не обращали», — уверен глава «Союза нестационарных торговых объектов» Роман Ступников.
Новые правила могут привести к росту числа конфликтов из-за земельных участков под киосками на тех территориях, где пересекаются интересы нескольких бизнес-групп.
«Количество ситуаций, где есть решение собственников от одной торговой галереи и разрешение от управляющей компании для другой бизнес-группы, увеличится», — считает один из участников рынка.
Порой споры вокруг киосков сопровождаются драками и перестрелками. В начале июня 2024 года группировки делили киоски на улице Посадской, в декабре прошлого года — на улице Татищева.
Некоторые участники рынка прогнозируют, что владельцы торговых павильонов в связи с новой реформой будут размещать их на придомовых территориях в основном в спальных районах. В мэрии не против этого, но при нескольких условиях.
«Мы не против, чтобы они там стояли. Тем более в отдаленных районах, наверное, такие объекты нужны. Но надо, чтобы их размещали законно и соблюдали все требования», — сказал журналисту 66.RU директор департамента потребительского рынка Максим Чаплыгин.
С законностью же размещения киосков на придомовых территориях все непросто. Большая часть павильонов на таких землях стоит нелегально.
«На муниципальной земле сложнее нарушать правила. С прошлого года мы обсуждали проблему с незаконным размещением киосков на землях МКД на совещании с первым замгубернатора Алексеем Шмыковым. Мы прогнозировали, что так будет (бизнесмены станут активнее размещать торговые павильоны у многоквартирных домов, — прим. ред.) <…> По закону жильцы должны согласовывать пределы размещения НТО. Мы выходили, проверяли. Часто оказывается, что голосования на самом деле вообще не проводили либо решение наполовину принятое — без согласования координат размещения торговых объектов», — объяснил Максим Чаплыгин.
Киоски, размещенные в непосредственной близости от домов и торговых центров, иногда представляют для них опасность.
«Помните, у «Дирижабля» в марте 2023 года загорелся торговый павильон. Так вот, нам вторая «Зимняя вишня» не нужна», — добавил глава профильного департамента мэрии.
Единственное, что могут сделать чиновники в отношении владельцев павильонов, расположенных на землях третьих лиц, — направить запрос в прокуратуру с перечнем адресов и просьбой проверить, законно ли установлены киоски. Но в России продолжает действовать мораторий на проверки бизнеса.
«По отношению к нелегальным объектам, я считаю, этот мораторий надо отменять», — уверен Чаплыгин.
Еще одно следствие реформы уличной торговли — передел рынка в пользу крупных игроков, считают источники 66.RU. Крупные бизнес-группы заберут на аукционах места у мелких предпринимателей, которые не смогут платить большую арендную плату.
Максим Чаплыгин считает, что это не так. «Мы просто приводим все к рыночной плате. Если вы посмотрите, то в большинстве случаев киоски передают в субаренду за 50–60 тыс. рублей. А налоговую отчетность владельцы объектов сдают нулевую. Кроме того, мы вносили на областной уровень предложение о размещении собственных нестационарных торговых объектов. Это как раз помощь малому бизнесу, когда студент или начинающий предприниматель может заключить договор с мэрией, а не с кем-то непонятным», — объяснил он.
Кто делит рынок нестационарной торговли в Екатеринбурге:
Новые правила размещения нестационарных объектов принимали со скандалом. В итоговом документе: