Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Макфа» стала следующей в очереди на национализацию. Из-за чего владельцы лишаются бизнеса в России

29 марта 2024, 13:22
За два года прокуратура подала более 40 исков о передаче государству активов различных компаний: от оборонных предприятий до производителей продуктов питания. Чаще всего причиной для обращения в суд становится нарушение законодательства в период приватизации. Также заводы национализируют из-за связи с Украиной и иностранцами.

Генпрокуратура хочет передать государству акции крупнейшего производителя макаронных изделий «Макфа». Причина такого решения — антикоррупционные нарушения со стороны бенефициаров Михаила Юревича и Вадима Белоусова. Прокуратура отмечает, что они занимались бизнесом, работая в органах госвласти. Юревич с 2000 по 2005 год был депутатом Госдумы, а до 2014 года — губернатором Челябинской области. Вадим Белоусов с 2011 по 2023 год был депутатом Госдумы.

Центральный суд Челябинска арестовал активы и счета холдинга. Руководство «Макфы» не сможет продать акции семи компаний (две из них зарегистрированы на Кипре и в Нидерландах) и имущество еще 26 организаций.

В холдинг входят 26 компаний из разных регионов, в том числе — «Смак» в Свердловской области. Совокупная стоимость всех предприятий «Макфы» составляет 46 млрд рублей, а ежегодная выручка — 41 млрд рублей.

Тренд на национализацию в российской экономике наблюдается последние два года. Она происходит на фоне того, что в 2022 году приняли указ, запрещающий сделки с долями иностранцев в стратегически важных предприятиях. А в 2023 году подписали указ о возможности временного контроля над активами компаний или частных лиц из недружественных государств.

Изъятием активов занимается Генеральная прокуратура, в некоторых случаях — Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Они подают иски к разным российским предприятиям и их акционерам.

Почему отнимают бизнес в пользу государства

По данным Transparency International Russia*, Генпрокуратура России подала в суды 40 исков о национализации более 180 частных компаний. Суммарные активы компаний, исходя из судебных решений, составляют около 1,04 трлн рублей. Это около 0,6% ВВП России за 2023 год.

Есть и другие оценки. По подсчетам РБК, всего с февраля 2022 года по ноябрь 2023 года прокуратура подала 55 исков о передаче частной собственности государству. Чаще всего власти изымают активы по трем причинам:

  • нарушение действующего законодательства в период приватизации,
  • нарушение антикоррупционного законодательства,
  • нарушение закона об иностранных инвесторах (57-ФЗ).

При этом в карточках большинства дел нет информации о сути претензий прокуратуры. Некоторые дела еще находятся на рассмотрении суда, по другим — публикация судебного решения запрещена.

Еще одной причиной для передачи активов государству становится связь предприятий с Вооруженными силами Украины (ВСУ). В декабре 2023 года Волжский городской суд удовлетворил иск Генпрокуратуры России и передал Росимуществу группу предприятий «Уральский завод авто-текстильных изделий».

Холдингом управляли бывший министр транспорта и связи, первый замминистра инфраструктурного развития Украины Константин Ефименко и его сестра Елизавета Андреева. Прокуратура указала, что они финансово поддерживают ВСУ через Белоцерковский благотворительный фонд. Ведомство попросило суд запретить деятельность Ефименко и Андреевой в России, поскольку она является экстремистской, и передать предприятия Росимуществу. Судья полностью удовлетворила заявление.

Какие компании национализировали

В январе 2024 года «Право.ру» опубликовало перечень из 14 крупнейших возвращенных государству активов. Так выглядит первая тройка:

  • «Ростовский оптико-механический завод». По версии Генпрокуратуры, предприятие ошибочно приватизировали в 90-е. При этом завод имеет стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства. По итогам 2022 года выручка предприятия составила 1,4 млрд рублей, чистый убыток — 40,9 млн рублей.
  • «Метафракс Кемикалс». В основе позиции Генпрокуратуры были доводы, что метанол — яд, поэтому местные структуры не были уполномочены продавать акции «Метанола». Акции завода консолидировал бизнесмен Дмитрий Рыболовлев. В суде истец заявил, что через ряд манипуляций контролировать предприятие стали иностранцы. Большую часть дивидендов за последние три года (6 млрд рублей) выплатили зарубежному собственнику.
  • «Дальнегорский горно-обогатительный комбинат». Суд удовлетворил исковое заявление генпрокурора России к Борису Минцу, Дмитрию Минцу, Дмитрию Рачкову и Илье Гордюшеву о взыскании 2,4 млрд рублей и передаче государству 100% долей в уставных капиталах трех компаний, имеющих отношение к «Дальнегорскому горно-обогатительному комбинату». По мнению Генпрокуратуры, предприятием владела иностранная компания.

Большинство предъявленных исков Генпрокуратуры касаются компаний из трех отраслей: оборонной и энергетической промышленности, транспортной инфраструктуры.

Месяц назад Арбитражный суд Свердловской области удовлетворил иск Генпрокуратуры о передаче в собственность государства Челябинского электрометаллургического комбината (ЧЭМК), Кузнецкого и Серовского заводов ферросплавов. По данным прокуратуры, после получения 100% акций основатель группы ЧЭМК Юрий Антипов оформил активы на АО «Компания Эталон». После этого три завода попали под контроль резидентов недружественных государств.

В ведомстве заявили, что активы заводов вывели за границу для «нанесения ущерба национальным интересам, обороне и безопасности» России. В тот же день Антипова задержали в рамках расследования уголовного дела о мошенничестве.

  • Президент России Владимир Путин на церемонии подписания генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, работодателей и правительством отметил, что национализацию можно использовать в случаях злостного неисполнения гособоронзаказа.
  • При этом президент заявил, что «национализация носит крайний характер, и совсем необязательно, что эта мера приведет к повышению экономической эффективности и жизнеспособности предприятия».
  • В 2023 году по иску Генпрокуратуры суд изъял под контроль государства завод «Исеть», «Уралбиофарм», банк «Вятич», доли в уставных капиталах «Вагран» и «Актай-М». Все они принадлежали свердловскому олигарху Малику Гайсину.
  • Из-за угрозы национализации, Polymetal продала свой бизнес в России компании «Мангазея». Активы акционерного общества (АО) «Полиметалл» оценили в 3,7 млрд долларов, говорится в пресс-релизе Polymetal. Сделку планируют закрыть до конца марта 2024 года.

* деятельность филиала Transparеncy International признана в России нежелательной