Завод «Ювелиры Урала» начал работать в Екатеринбурге 127 лет назад и за более чем вековую историю предприятие не раз подтверждало статус новатора ювелирного производства. Именно здесь изобрели станок для огранки бриллиантов и первые в СССР огранили якутский бриллиант, ввели моду на использование поделочных камней в ювелирных изделиях и научились выращивать искусственные изумруды. Правда, в «Ювелиры Урала» советский завод превратился только в 1992 году.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
В 2003 году завод выкупила корпорация «ЯВА». В это время, по данным портала «Ювелирное дело», рентабельность завода составляла семь-восемь процентов, и новые владельцы надеялись поднять этот показатель до 13–15 процентов и увеличить объем экспорта в три-пять раз. Сделать это планировалось за счет уменьшения количества эксклюзивов и увеличения массового производства. Однако все это привело к тому, что с завода начали увольняться сотрудники. Тем, кто оставался, задерживали зарплату. В 2018 году сумма долга перед коллективом достигла 5,3 млн рублей. Предприятие признали банкротом.
Однако торговая сеть «Ювелиры Урала» решила выкупить товарный знак предприятия, оставив за собой право создавать изделия под маркой старейшего бренда. В это время территорию производства уже отдали под застройку жильем, поэтому магазин, который долгие годы работал при заводе, решили перевезти в центр города.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
Как рассказывает новый руководитель производства «Ювелиров Урала» Максим Пономарев, именно в этот момент к нему обратились новые владельцы бизнеса и предложили возродить культуру «Ювелиров «Урала», чтобы снова предлагать людям те изделия, которые раньше делал завод. «Несмотря на все то, что происходило с компанией, ее украшения продолжали пользоваться спросом. Люди приходили в торговые точки и спрашивали именно украшения «Ювелиров Урала». Поэтому мы решили возродить производство на новом месте», — рассказывает Пономарев.
На этой новой площадке он нас и встретил. По его словам, он с детства любил все эстетичное, но в ювелирное училище пошел «за компанию».
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
Максим Пономарев, ювелир:
— А оказалось, что у меня руки заточены и могут что-то делать. Поэтому после училища я устроился на завод «Ювелиры Урала», но, недолго проработав, ушел в армию. Пока я там был, на предприятии создавали экспортный участок, для которого со всего завода отбирали лучшие кадры. И по возвращении со службы меня тоже туда взяли.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
Пономарев вспоминает, что продукция, которую производил экспортный участок, кардинально отличалась от того, что делал завод для местного рынка.
Максим Пономарев:
— В России в ту пору мы только прививали людям понимание красоты белого золота, объясняя, что оно ничем не отличается от популярного тогда красного. Наши люди тогда покупали специфичные изделия вроде огромных мужских печаток. Но на Западе такое не носил ни один человек.
Работая на экспортном участке, Максим создавал не только изделия для выставок, но и принимал участие в работе над колье «Гизехский сфинкс», которое в 1996 году победило в престижном ювелирном конкурсе «Алмазные премии мира» (также называют «ювелирным «Оскаром»).
Но вскоре Пономарев ушел с завода, так как мечтал творить сам. Небольшое производство с годами выросло в прибыльный бизнес, а имя Максима стало известным в ювелирном мире. Но, несмотря на это, по словам Пономарева, «есть время разбрасывать камни, а есть время их собрать».
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
Максим Пономарев:
— Многие бренды — Cartier, Van Cleef и Tiffany — годами вкладывали в свой бренд. И теперь, что бы они ни вывели на рынок — оно будет продаваться. Потому что это сила имени бренда. Мне кажется, что «Ювелиры Урала» достойны этого же. Вместе с новым владельцем мы хотим дать новую жизнь бренду, сохранить нашу ювелирную школу, доказав, что умеем делать вещи уровня знаменитых европейских ювелирных домов.
В доказательство ювелир показывает уже отлитую базу для копии яйца «Клевер», которое Фаберже в 1902 году изготовил по заказу Николая II в подарок Александре Федоровне. «Надеюсь, когда границы откроют, мы сможем показать всему миру, на что способны уральские мастера», — делится планами Пономарев.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
Несмотря на то, что с момента создания яиц Фаберже минуло уже больше века, сам процесс создания украшений мало чем изменился. Изделие сегодня, как и много веков назад, рождается в голове художника. Но если раньше процесс разработки дизайна был ручным, то сейчас им занимаются 3D-модельеры, которые с помощью компьютерной программы прорабатывают объемную модель будущего изделия.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
Дальше по этой модели заготовку печатают на 3D-принтере. Когда она готова — изделие резинят. По сути, размещают пластиковую модель в специальной форме, а затем укладывают под пресс и отправляет в печь. Когда при воздействии высоких температур форма приобретает конечный вид, мастеру остается только аккуратно разрезать ее и достать оттуда заготовку.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
В работу вступают специалисты по воску. Это практически ювелиры, только вот свои шедевры они делают не из драгоценных металлов, а из воска. Они напаивают несколько десятков восковых моделей на один стержень.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
Затем эти «елочки» заряжают в специальные кассеты, которые заполняют формомассой, и отправляют в печь. Процесс непростой: тут и давление, и вибрации, и перемена температур. Эта технология остается неизменной на протяжении многих лет. Просто потому, что до сих пор не придумали способа лучше, чтобы качественно вылить изделие в металле.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
Отлитые украшения или их части срезаются с «елочки» специальными ножницами. Заодно удаляются так называемые питатели — технологические элементы. Литые украшения, вынутые из печи, еще не имеют того товарного вида, который мы привыкли видеть в ювелирных магазинах. До товарного вида им необходимо несколько стадий шлифовки.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
Затем отлитые заготовки приходят к ювелиру, который начинает собирать украшение. Одним из последних к процессу подходит закрепщик. Закрепка камней — это кропотливый труд, требующий от мастера особой усидчивости, зоркости и физической силы. Нужно не только надежно зафиксировать вставку, но и применить силу таким образом, чтобы не повредить металл и не расколоть камень.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
По словам Максима Пономарева, именно таким способом будут создаваться те популярные изделия, которые раньше производил завод «Ювелиры Урала».
Максим Пономарев:
— Мы хотим закрыть все потребности покупателей и сохранить для них привычные украшения и точки их продаж, которые остались на улицах Гагарина, Красных Партизан и в Театральном переулке. Неизменной осталась и пятилетняя гарантия на изделия.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|