В сентябре-октябре Александр Оглоблин закрывает три гастронома «Елисейский» и один супермаркет «Елисей» — магазины торговой сети, работавшей в Екатеринбурге 23 года. В лучшие времена она объединяла 30 супермаркетов. После 2015 года Оглоблин дважды сокращал число торговых точек из-за растущей конкуренции. Сейчас настала очередь последних.
— Гастроном «Елисейский» вы позиционировали как магазин для состоятельной аудитории, которая не покупает продукты в дискаунтерах. Привычки этих людей изменились?
— На самом деле все магазины, которые продают или сами производят продукты питания, становятся нашими конкурентами. Если рядом с «Елисеем» открыли пекарню, у покупателя появляется выбор, куда идти за свежей выпечкой. В «Красном&Белом» или в «Бристоле» он может дешевле купить спиртное, а заодно и некоторые продукты. С 2014 года в Екатеринбурге начали массово открывать магазины федеральные сети. За последние десять лет количество ближайших конкурентов увеличилось вдвое, не считая онлайн-торговли, растущей со времен пандемии — она тоже сокращает выручку гастрономов. Покупателей при этом больше не становится, а их уровень жизни падает. После того как цены в рознице — в отличие от зарплат — кратно увеличились (за счет инфляции и растущего валютного курса), многие потребители, считавшие себя средним классом, начали делать покупки в дискаунтерах.
Фото: Владислав Бурнашев, архив 66.RU |
---|
«После того как цены — в отличие от зарплат — кратно увеличились, многие потребители, считавшие себя средним классом, начали делать покупки в дискаунтерах».
— Настолько велика разница в ценах между «Елисейскими» и дискаунтерами?
— Федеральные сети становятся крупнее, растет их закупочная сила. Товары по акциям они зачастую продают дешевле, чем мы закупаем у производителей. Когда мы говорим крупнейшим поставщикам, что такой разрыв в ценах делает нас неконкурентоспособными, они отвечают: берите целую машину одного наименования. Но маленькие сети так не могут — у нас и своего распределительного центра нет. Долгое время супермаркеты «Елисей» и гастрономы «Елисейские» выигрывали за счет широкого ассортимента и продукции собственного производства. Но федеральные сети тоже меняются. За последние 10 лет магазины «Пятерочки» стали другими. У них появились большие светлые залы, где можно налить себе кофе или выжатый сок, купить свежую выпечку (пусть даже из замороженного теста). Всему этому они научились, в том числе, и у екатеринбургских ретейлеров.
— Это классика жанра — завлекать покупателей булочками начал еще Игорь Ковпак в «Кировском» на Сиреневом бульваре.
— Наступил момент, когда я как собственник, посчитав деньги, решил сдать свои магазины в аренду, потому что арендная плата будет выше той прибыли, которую генерирует сейчас наша небольшая сеть. И есть еще одно обстоятельство — кредитный портфель. Банковские займы надо обслуживать, а если мы работаем ради работы, какой в этом смысл? Все это печально — я и моя команда занимались ретейлом 23 года, причем некоторые сотрудники — с первого дня, но обстоятельства таковы, что нам приходится прощаться.
— Арендаторами магазинов будут «Перекрестки» или «Магниты»?
— Еще не все договоры подписаны, поэтому определенно сказать смогу не раньше, чем через неделю-другую.
— Вы не рассматривали возможность работать в других форматах? В Екатеринбурге есть пример успешной сети «ЖизньМарт», которая открывает свои точки рядом с «Пятерочками», «Магнитами» и пользуется их трафиком.
— Иван Зайченко — владелец «ЖизньМарта» — нашел прекрасную нишу. Частично он скопировал свой проект с московских магазинов «ВкусВилл» — сейчас они и в Екатеринбурге работают. К этому формату Иван добавил мощную информационную платформу, позволявшую гостям его ресторанов ставить оценки разным блюдам, а компании — вовлекать их в общение. При этом он увеличил в ассортименте магазина долю готовой еды. Когда выяснилось, что ключевая компетенция компании — это сильный бэк-офис: маркетинг, работа с клиентами и тому подобное, он запустил франшизу. Это позволяет достаточно быстро увеличивать количество торговых точек. У Зайченко два своих магазина, а остальные открыли его партнеры-франчайзи, которые платят по франшизе материнской компании. Прекрасный проект!
— Но это ведь не единственная альтернатива гастроному?
— Теоретически я мог бы остаться в продуктовом ретейле, но эта отрасль мне уже понятна, драйва и новых возможностей для себя я здесь не вижу. Другое дело — фабрика готовой еды с хорошим потенциалом роста. Сейчас я намерен развивать этот бизнес, а другие проекты начну рассматривать позже.
— Как устроена ваша фабрика еды «Февронья»?
— Это производство полного цикла — салаты, горячие блюда, выпечка, хлеб, кондитерские изделия — мы запустили его в 2014 году, чтобы развивать собственную торговую сеть. Была цель — перенести в одно место все пищевые цехи из супермаркетов «Елисей». Это помогло нам унифицировать качество и улучшить его контроль (прежде в магазинах в салаты/блюда могли положить разное количество ингредиентов или например, колбасу разных сортов), увеличить производительность труда (один работник нарезает пять килограммов салата быстрее, чем пять человек — по килограмму) и сократить затраты.
Фото: Анна Коваленко, 66.RU |
---|
— И нет опасности, что в салат положат просроченные продукты?
— Такого у нас никогда не было, потому что люди, отвечающие за производство, не подчинялись директорам магазинов. Директор не мог — как во многих других сетях — подойти и сказать: у меня тут срок годности колбасы на исходе, давайте запустим ее в салат. Иначе пищевые отравления принесли бы нам одни только неприятности — и проверки надзорных органов, и негативное сарафанное радио. Поэтому высокое качество продукции и позволило фабрике, когда я закрыл большую часть супермаркетов «Елисей», достаточно легко переориентироваться на бывших конкурентов, а теперь — партнеров из федеральных компаний. 95% продукции в последнее время мы поставляли им. Ассортимент, правда, сократился — для своих магазинов мы делали 400 наименований продукции, а федералам столько не нужно.
— Какие вы видите перспективы у фабрики еды?
— Спрос на нашу продукцию растет — люди не хотят проводить много времени на кухне, а регулярно питаться в кафе и ресторанах доходы позволяют не всем. Мы предлагаем готовые блюда по умеренной цене. Без консервантов. На предприятии используют газовую среду, в которой всего 0,2% кислорода — это позволяет увеличить срок хранения блюд в холодильнике с 24 часов до недели. Достаете — ставите в микроволновку — и готово. К концу года мы планируем увеличить объемы продаж вдвое. Сейчас закончили ремонт в помещении, закупаем дополнительное оборудование, несмотря на сложности с доставкой из Италии. Кое-что нашли в России. Работников планируем набрать, в том числе, из закрывающихся гастрономов.
— Производство готовых блюд будет приносить меньше денег, чем торговля?
— Бесполезно сравнивать доходы. Понятно, что фабрика уступает магазинам. Но и розничный бизнес в последние годы теряет доходность. По некоторым данным, чистая рентабельность федеральных сетей сегодня — около 2%. Это напрямую сказывается на окупаемости девелоперских проектов, связанных с коммерческой недвижимостью. Десять лет назад новый магазин окупался за 5–7 лет, три года назад — за 8–10 лет, а сейчас нормальный срок — 12 лет, как объясняют риэлторы, работающие с инвесторами. Вкладываться в торговые площадки уже не так выгодно.
— Из-за этого маленькие дискаунтеры отнимают рынок у гипермаркетов?
— Гипермаркеты в кризисе не только в России — этот формат теряет покупателей по всему миру. Причин много, одна из них — в том, что покупки в гипермаркетах требуют времени, которого у людей все меньше. Компания Х5 Retail Group — как мы знаем — не смогла сделать свои гипермаркеты «Карусель» достаточно конкурентоспособными — их закрыли и частично переформатировали в «Перекрестки». Сеть «Лента», начинавшая розничный бизнес с крупных форматов, сейчас делает ставку на супермаркеты. Этим, как я думаю, объясняются слухи, что владельцы «Ленты» хотят купить «Монетку». Ничего удивительного — если основной набор продуктов возле дома дешевле, чем в гипермаркете, зачем специально куда-то ехать?
Фото: Антон Буценко, архив 66.RU |
---|
«Гипермаркеты в кризисе не только в России — этот формат теряет покупателей по всему миру».
— Если «Монетка» продаст бизнес, доля местного ретейла в Екатеринбурге — по расчетам — сократится до 10%. Как они будут жить среди федеральных конкурентов?
— При таком варианте останутся две городские сети — «Супермаркет «Кировский» и «Яблоко». Рентабельность их бизнеса ниже, чем у федералов, но есть конкурентные — не то, чтобы преимущества, а скорее возможности, которые позволят подольше задержаться на рынке. У владельцев «Яблока» — своя оптовая компания, снабжающая не только собственные магазины, но и другие сети. У «Кировского» — свой распределительный центр и своя оптовая торговля. Закупочные возможности у местных ретейлеров не такие, как у федеральных, но по отдельным позициям они могут делать интересные предложения покупателям.
— Вы планируете инвестировать в бизнесы, не связанные с ретейлом и производством еды?
— В разные годы у меня был оптовая торговля продуктами, бар «Карибо» и бутик итальянских интерьерных вещей из фарфора — красивый такой бизнес. Но все это в прошлом. Сейчас я вижу перед собой только Фабрику готовой еды. Возможно, позже возникнут другие проекты. Как принято говорить в таких случаях, я открыт для новых предложений…