«В Екатеринбурге было только два формата ресторанов»
Сегодня в Свердловской области работает более пяти тысяч заведений общепита разного формата и ценовой категории. Ежегодно, пусть и невысокими темпами, их число растет.
Но еще 15–20 лет назад этот рынок был иным. Его составляли три кита: очень дорогие рестораны, фастфуд и столовые. Только к середине нулевых стали появляться проекты формата сasual dining — с демократичной ценовой политикой, но высоким качеством сервиса и уровнем блюд.
Одно из таких заведений в 2006 году открыл бизнесмен Андрей Трофимов — в прошлом операционный директор сети японских ресторанов «Ем Сам». Первую «Свою Компанию» он запустил на Родонитовой, 19. Спустя 17 лет она по-прежнему работает на этом месте и входит в топ-10 филиалов сети с самым большим оборотом.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
Ксения Голунова, директор по маркетингу и развитию «Своей Компании» |
В основу концепции «Своей Компании» был заложен формат небольших европейских ресторанов, куда можно приходить по любому поводу или даже без него, где нет дресс-кода, а официанты знают каждого посетителя лично.
«В те годы в Екатеринбурге поход в заведение приравнивался к выходу в свет: чтобы провести там вечер, требовалось копить деньги, покупать дорогие наряды. Был, конечно, и другой вариант — сидеть на пластиковых стульях и есть еду столовского качества из дешевой посуды», — вспоминает директор по маркетингу и развитию сети ресторанов «Своя Компания» Ксения Голунова.
Ксения Голунова, директор по маркетингу и развитию «Своей Компании»:
— В Екатеринбурге на тот момент культура посещения ресторанов только формировалась. Во Франции Андрей увидел, что люди приходят в заведения на завтрак, чтобы выпить кофе с круассаном, на обед — повидаться с друзьями, на ужин всей семьей с детьми — просто чтобы не готовить дома. Он понял, что рестораны могут быть не пафосными, с богатыми залами, а комфортными, с продуманным интерьером. Именно из той поездки он вынес, что меню может быть разнообразным, на любой вкус, а не моно — японское или европейское. А также то, что ресторан можно посещать даже с маленькими детьми, которые будут проводить время в детской игровой комнате, пока родители отдыхают. Со всеми этими идеями и знаниями он приехал в Екатеринбург и запустил «Свою Компанию».
До 2012 года сеть росла размеренно, наращивая компетенции в качестве блюд, обслуживании, работе с персоналом, настройке системы закупа и логистики, маркетинга. «Своя Компания» была одним из первопроходцев в ресторанном бизнесе, открывая филиалы не только в центре города, но и в спальных районах, где выбор заведений на тот момент был довольно скудным. По словам Ксении Голуновой, владелец сделал ставку именно на формат «ресторан у дома» и работу с постоянными гостями.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
За эти годы «Своя Компания» вышла за пределы Екатеринбурга и Свердловской области: рестораны сети сегодня работают в Башкирии, Челябинской и Тюменской областях. Всего сеть сейчас насчитывает 37 заведений, 16 из которых — в Екатеринбурге.
«Пандемия вынудила нас стать технологичнее»
Самым сложным для себя периодом, но одновременно и точкой роста «Своя Компания» называет пандемию коронавируса.
Когда в марте 2020 года в Екатеринбурге закрыли все торговые центры и фуд-корты, кафе и рестораны могли работать только навынос. Некоторые заведения не выдержали кризиса и закрылись. Другим удалось перестроить свою работу и найти новую нишу.
Именно в этот период в «Своей Компании» появилось новое направление бизнеса — замороженные полуфабрикаты. Они быстро набрали популярность, поскольку у людей появилась возможность есть блюда ресторанного формата, когда в общепит не попасть. Спрос сохранился и после снятия ограничений. Помимо того, что заморозку покупают посетители, «Своя Компания» снабжает своими полуфабрикатами и другие заведения, поставляет их на городские мероприятия в Екатеринбурге и Уфе. Эту же продукцию едят, например, приглашенные на выступления артисты из других городов. Сейчас в «замороженном» меню порядка 50 блюд, которые можно заказать и приготовить у себя дома.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
Но в пандемию для их доставки, как и до беспрецедентного количества заказов готовой еды, нужно было менять технологическую составляющую ресторана. В противном случае компания просто бы не справилась с потоком клиентов — за время локдауна доля доставки в «Своей Компании» выросла с 8 до 22%, а сейчас составляет более трети от всего оборота.
Артем Краснопевцев, IT-директор «Своей Компании»:
— Пандемия стала триггером для наших технологических и цифровых изменений. Когда все перешли на доставку, в нашем кол-центре возникло «бутылочное горлышко»: объем поступающих заказов был кратно больше технической возможности на его обработку. Для решения задачи мы разработали внутреннюю IT-экосистему — программное обеспечение для приема и обработки заказов в кол-центре, организовали перераспределение заказов, когда часть оформляется с подтверждением через оператора, а часть сразу уходит в ресторан, если у гостя нет дополнительных вопросов. Обновленное программное обеспечение позволило сбалансировать нагрузку на инфраструктуру и персонал, обрабатывать больший объем заказов и сократить скорость их оформления и доставки.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
Артем Краснопевцев, IT-директор «Своей Компании» |
Из-за непрекращающегося роста спроса на доставку, в «Своей Компании» решили еще активнее развивать это направление, однако собственных решений оказалось недостаточно. Компания занялась поиском сервиса, который бы позволил быстрее рассчитывать гостей. Под требования подошло решение от УБРиРа — 2can SoftPOS — приложение, которое курьер закачивает на Android и гаджет превращается в аналог терминала. То есть траты на обслуживание сводятся к нулю, а курьеры экономят время, поскольку, в отличие от терминала, мобильник не нужно отвозить в ресторан после смены. Сеть интегрировала решение с собственным мобильным приложением для курьеров.
По словам Артема Краснопевцева, сначала у руководства «Своей Компании» были опасения, что гости могут недоверчиво отнестись к сервису, поскольку им предлагали вместо терминала прикладывать карту к телефону незнакомого им человека. Однако сомнения не подтвердились — клиенты и курьеры быстро привыкли к нововведению.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
«Даже оснащение всех курьеров всех ресторанов телефонами Android (политика Apple не подразумевает использования внешних сервисов для приема бесконтактных платежей, — прим. ред.) выгоднее, чем использование классических терминалов, — утверждают в «Своей Компании». — А сбоев при таком способе оплаты меньше».
Помимо доставки, в «Своей Компании» стараются сделать более технологичным и процесс обслуживания клиентов непосредственно в ресторанах. Здесь уже есть «мобильный официант», когда информацию о выбранном блюде сотрудник заведения передает на кухню прямо в процессе заказа через приложение и имеет возможность рассчитать гостя, не отходя от столика. Это существенно экономит время для всех участников процесса.
«В скором времени появится возможность с помощью мобильного приложения оформить и отправить заказ на кухню прямо в зале. Уже сейчас в «Своей Компании» можно самостоятельно оплатить по Qr-коду, не ожидая появления сотрудника. Но мы не хотим полностью исключать диалог с гостем, поскольку таким образом проявляем теплоту и заботу», — говорит Артем Краснопевцев.