Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Платите неформальным лидерам». Пять бизнес-хаков, как поднять эффективность компании

13 июня 2023, 13:35
«Платите неформальным лидерам». Пять бизнес-хаков, как поднять эффективность компании
Фото: 66.RU
Топ-менеджеры уральских компаний на своих примерах рассказывают, как увеличить производительность труда на предприятии.

Реально ли снизить затраты почти на миллион рублей в месяц и как производить больше без расширения штата и закупки нового оборудования? Мы собрали ответы на эти вопросы и конкретные советы директоров пяти уральских предприятий, которые помогут поднять производительность любой компании.

Топ-менеджеры делились своими кейсами на форуме, посвященном нацпроекту «Производительность труда», который проводил в Екатеринбурге его оператор — Региональный центр компетенций в сфере производительности труда Свердловской области (РЦК). Все пять компаний объединяет то, что они являются участниками нацпроекта.

Участие в нацпроекте начинается с пилотного проекта. Часто для него выбирают самый весомый по выручке участок производства. Эксперты Регионального центра компетенций за полгода помогают проанализировать его работу, найти проблемы, которые не дают поднять производительность, и устранить их. Главные способы для этого — инструменты бережливого производства, участие в оптимизации сотрудников, развитие рационализаторства.

Эксперты нашей публикации не понаслышке знают, с чем сталкиваются компании, которые с помощью специалистов по повышению производительности начинают внедрять принципы бережливого производства. Квинтэссенция их опыта — в публикации 66.RU, которую мы подготовили совместно с РЦК.

«Платите неформальным лидерам». Пять бизнес-хаков, как поднять эффективность компании
Фото: Анастасия Кеда, 66.RU

Готовьтесь к сопротивлению сотрудников

Вы можете пригласить lean-консультантов, которые помогут внедрить в компании бережливое производство, найти и устранить потери. Но не ждите, что персонал встретит их с распростертыми объятиями. На практике мало кто из низового звена понимает, зачем вообще нужны эксперты — ведь «работали же как-то без них» и «что они вообще знают». Кроме того, люди привыкли работать так, как им удобнее (а не так, как выгоднее компании), и не горят желанием менять привычки. Поэтому типичная реакция персонала на появление экспертов — скрытое сопротивление, а порой и саботаж изменений.

Максим Суслов, директор по развитию концерна «Уралэлектроремонт»:

«Платите неформальным лидерам». Пять бизнес-хаков, как поднять эффективность компании

— Когда мы решили оптимизировать работу и внедряли новые стандарты, многие встретили изменения в штыки. Даже если в разговоре люди соглашались, что нужно делать так-то и так-то — часто все оставалось на словах. Для этого всегда находилась куча причин, объяснений, отговорок.

Чтобы снизить сопротивление персонала, готовьте его к изменениям заранее.

Наталья Есемчик, директор компании «АТОМ»:

«Платите неформальным лидерам». Пять бизнес-хаков, как поднять эффективность компании

— Если команда будет относиться к приглашенным экспертам как к людям, которые пришли покритиковать, сказать «это вы делаете неправильно, и вот это, и то» — можете сразу закрывать проект. Ничего у вас не получится. Перед тем как консультанты появятся на производстве, объясните людям, зачем нужны изменения, что они дадут компании и им самим — например, рост зарплаты, которая поднимется вслед за производительностью. Мы об этом подумали заранее, и когда пришли эксперты, люди не сопротивлялись. Они стали нашими друзьями, с которыми вместе обедали и отмечали праздники.

Еще один способ погасить недовольство персонала — использовать неформальных лидеров. Павел Алексахин советует привлечь их на свою сторону — объяснить необходимость и суть изменений. Этому хорошо помогает мотивация, в том числе материальная.

Павел Алексахин, начальник ремонтно-механического цеха Среднеуральского медеплавильного завода:

«Платите неформальным лидерам». Пять бизнес-хаков, как поднять эффективность компании

— Неформальных лидеров в коллективе немного, больших затрат это не потребует. Но когда эти люди проникнутся идеей бережливого производства, они потянут за собой остальных.

«Платите неформальным лидерам». Пять бизнес-хаков, как поднять эффективность компании
Фото: Анастасия Кеда, 66.RU

Тиражируйте опыт

Михаил Иванов, начальник турбинного производства Уральского турбинного завода:

«Платите неформальным лидерам». Пять бизнес-хаков, как поднять эффективность компании

— Мы не раз запускали программы по росту производительности. Пытались сделать это своими силами, приглашали консультантов, в том числе иностранных. Были успешные проекты, были не очень. Но даже когда результат появлялся, у нас не получалось его тиражировать на все производство.

Чтобы проект не «сдулся» и не оказался «одноразовым», стоит выделить людей, которые потом будут отвечать за внедрение бережливого производства на других участках. В нацпроекте «Производительность труда» создание такой команды — обязательное условие. Эксперты федерального или регионального центров компетенций поднимают эффективность участка и одновременно учат «сменщиков», которые продолжат работу после их ухода. По условиям госпрограммы за два с половиной года эти люди должны поднять производительность труда компании минимум на 10%.

Сделайте рацработу удобной для персонала

Никто не знает работу человека лучше его самого — и никто лучше не понимает, как сделать ее проще, быстрее, удобнее — а значит, эффективнее. Задача руководства — запустить рационализаторскую работу. Мало просто дать возможность рассказать о своей идее — это не приведет к потоку рацпредложений. Процесс нужно отточить: сделать легким, удобным и быстрым.

Максим Суслов:

— Если хотите, чтобы персонал помогал наладить бережливое производство — а без него у вас ничего не получится — не бюрократизируйте рацработу. Мы пробовали разные методы — специальные бланки, опросы сотрудников. Постепенно пришли к QR-кодам с «зашитыми» в них ссылками. Теперь подать рацпредложение сотрудник может за несколько секунд, отсканировав код с помощью телефона.

«Платите неформальным лидерам». Пять бизнес-хаков, как поднять эффективность компании
Фото: Анастасия Кеда, 66.RU

Выделите бюджет на мотивацию

На одном энтузиазме вы долго не протянете, людей надо стимулировать материально. Это касается и рацработы — иначе она быстро «заглохнет».

По словам Натальи Есемчик, начиная проект по повышению производительности, «Атом» заложил в бюджет бонусную часть в полтора миллиона рублей. На «ВСМПО-АВИСМА» действуют четкие нормативы поощрений. Если идея принесла прибыль или дала экономию, рабочая группа получает премию — 0,7% от экономического эффекта. Даже если прибыли не было, автору предложения все равно заплатят — хотя бы 500 рублей.

Иван Абрамов, директор по повышению операционной эффективности «Корпорации ВСМПО-АВИСМА»:

«Платите неформальным лидерам». Пять бизнес-хаков, как поднять эффективность компании

— У нас на предприятии проводят общезаводские и цеховые конкурсы с призами. За первое место вручаем сертификат на 30 тысяч рублей, который можно обналичить или использовать в «М.Видео», «Спортмастере».

Еще один способ стимулировать людей — включать их в список самых перспективных сотрудников, которые первыми идут на повышение. По словам Ивана Абрамова, попасть в кадровый резерв и получить новую должность в корпорации могут только те, кто внедряет бережливое производство.

Ищите бесплатные услуги

Серьезно, зачем платить за то, что можно получить бесплатно? На форуме «Производительность труда» один из участников предлагал деньги за бизнес-экскурсию на предприятие, где уже внедрили бережливое производство — чтобы перенять опыт, узнать о подводных камнях, подсмотреть полезные «фишки». Деньги с него брать не стали — пригласили на бесплатный визит. Оказалось, предприятия, которые участвуют в нацпроекте, проводят их регулярно для всех желающих.

Еще одна статья, на которой можно сэкономить, — изменение документации: регламентов, инструкций, нормативов и других бумаг, которые приходится переписывать, когда внедряют бережливое производство и меняют работу компании.

Наталья Есемчик:

— Я хотела нанять для этого отдельных людей, конечно, не за «спасибо». Отговорили ребята из Регионального центра компетенций, помогавшие нам поднять производительность. Восемьдесят процентов этой работы они взяли на себя. Причем сделали это бесплатно, как и все в рамках нацпроекта.

Национальный проект «Производительность труда» запустили в 2018 году. Цель программы — поднять эффективность российских предприятий и довести ежегодный рост производительности труда в несырьевых отраслях до 5%. Операторы проекта — Федеральный и Региональный центры компетенций, которые помогают оптимизировать работу предприятий.

Текст: Кирилл Кирягин для 66.RU

Фото: Антон Буценко, 66.RU, Александр Осипов
Иллюстрации и инфографика: Анастасия Кеда, 66.RU