«Россия — налоговый офшор в сфере наследства»
Фото: предоставлено героем публикации, Анна Коваленко, 66.RU |
---|
Светлана Корабель, управляющий партнер ЮС КОГЕНС, советник по наследственному планированию:
— Менталитет русского человека, не привыкшего загадывать наперед, сопротивляется мыслям о наследстве. По словам нотариусов, граждане, обремененные движимым и недвижимым имуществом (наследодатели), не торопятся писать завещание, полагая, что наследники разберутся сами.
Не разберутся.
Это я вам говорю как юрист с 20-летним опытом. Знаю случай, когда из-за шести (!) рублей наследники — чисто из принципа — трижды доходили до Верховного суда.
С бизнесом все еще сложнее.
Множество браков, дети от разных отношений, партнеры, надлежащим образом не оформившие собственность в браке, отсутствие душеприказчика — бессчетное количество бизнесов рушится в период вступления в наследство, который иногда длится полтора–два года вместо шести месяцев, предусмотренных законом.
Два примера.
После смерти предпринимателя Бориса Александрова, выпускавшего творожные сырки, его старшая дочь — владелец бренда «Б. Ю. Александров» — судится с компанией, которая не платила ей роялти, а топ-менеджеры предприятия — с компаньоном покойного из-за акций, которые тот сначала подарил им, а потом решил вернуть.
Другой известный случай — упадок косметической компании Natura Siberica из-за споров вокруг наследства ее основателя. Вдова покойного подала иски к его первой жене и структуре, завладевшей пакетом акций. Пока они делят имущество, бизнес трещит по швам.
Избежать хаоса можно было бы очень просто, оставь наследодатели завещание с душеприказчиком — человеком, который сохранит имущество и обеспечит работу бизнеса, пока наследники не вступят в свои права.
Но одно дело, когда бизнес завязан на руководителе, который не способен или не желает передать оперативное управление, и совсем другое — когда компания зависит от личности собственника юридически — это может быть лицензия, оформленная на конкретного человека (например, медицинская) или ИП.
С ИП вообще все очень интересно — со смертью хозяина как физического лица останавливаются абсолютно все действия, связанные с бизнесом. Операции по расчетному счету, обязательные платежи в бюджет, выплата зарплаты становятся невозможными. А если вспомнить, что большинство тех же грузоперевозчиков или фермеров — именно ИП, которые оформляют рабочую технику на себя, крах бизнеса гарантирован, поскольку техникой после смерти владельца и до момента вступления в наследство — шесть месяцев по закону — пользоваться никто не может.
Какой из этого всего выход? Надо думать о наследственном планировании.
Не я придумала эти слова и такую потребность — в развитых странах, где собственность передают из поколения в поколение, эта услуга так же обыденна, как налоговые консультации.
Во многом именно из-за налоговых последствий наследственное планирование так популярно в Европе. Россия же пока — «налоговый офшор» в сфере наследства, да и новейшая история частной собственности насчитывает чуть более 30 лет — смену поколений мы как раз сейчас наблюдаем.
В чем суть наследственного планирования? Оно начинается совсем не с юридических документов.
Я бы выделила четыре блока.
1. Стратегия семьи
Задумывались ли вы о том, хотят и готовы ли ваши дети/родственники стать преемниками? Спрашивали ли вы у своих родителей, как они планируют распорядиться семейным делом, своими активами, кому хотят передать? Какие у вас отношения?
Семейная стратегия необходима:
- когда в семье разные поколения и в бизнес вовлечены некровные родственники;
- когда бизнес — основа благосостояния семьи и будет передаваться по наследству;
- когда долгосрочная связь семьи и бизнеса — ценность для всех членов семьи.
Стратегия не нужна, если:
- все решения принимает один человек;
- между членами семьи нет взаимопонимания;
- нет сложных активов, требующих управления.
2. Финансы
Необходимо определить активы, требующие управления, — бизнес, ценные бумаги, права требования, джентльменские договоренности и так далее.
3. Организационные вопросы
Главное — навести порядок в документах и правах. Зачастую, вступая в наследство, наследники понятия не имеют, что им достанется и как добраться к этому имуществу. Даже простой перечень имущества и счетов, составленный от руки на листе А4, серьезно упростит поиск и передачу наследства.
4. Юридическое оформление выбранного порядка и плана преемственности
Это завершающий этап, но вовсе не конечный. Могут измениться обстоятельства, перечень активов и список наследников. Поэтому наследственное планирование — это не один раз на всю жизнь, им можно и нужно заниматься постоянно.
В общем, я за долгую и счастливую жизнь в согласии — наследственное планирование, с моей точки зрения, этому только способствует.
«Забрать имущество у наследников можно через банкротство бизнеса»
Фото: предоставлено героем публикации, Анна Коваленко, 66.RU |
---|
Роман Лукичев, эксперт по структурированию бизнеса и наследственному планированию:
— О наследственном планировании пока больше известно в Москве, чем в регионах. Мы видим, что интерес к этой теме ежегодно повышался на 20–30%, а за последний год вырос кратно.
Меняются и действующие лица. Еще два года назад передавать активы наследникам планировали мужчины 55+, а теперь появилась четко выраженная вторая целевая аудитория — мужчины 30–40 лет.
Я связываю это со спецоперацией и вызванными ею социальными, экономическими и мировоззренческими изменениями. Последние события многим напомнили — человек умирает не только в старости. Само осознание этого заставляет задуматься.
Есть, впрочем, еще один системный фактор — стремление исключить банальные ссоры за наследство и разрыв семейных связей, а также забота о своем бизнесе как о самостоятельном субъекте. Один из клиентов прямо отметил, что основная задача проекта по наследственному планированию — сохранить сам бизнес, коллектив и продукт. Для него бизнес стал его важным вкладом в развитие родного города. И забота о городе — главный аспект этого проекта. Родственникам достанется иное имущество и определенный процент от прибыли бизнеса.
Рынок уже реагирует на такие изменения и запросы. Несколько крупнейших российских юридических компаний признали практику частных клиентов одной из ключевых, другие сконцентрировались исключительно на ней. Изучив крупнейший юридический рейтинг ПРАВО-300, можно увидеть, что количество ведущих юридических компаний России, реализующих проекты в области семейного и наследственного права, каждые два года удваивается.
Серьезно погрузиться в тему наследственного планирования меня подтолкнуло дело, которым мы занялись несколько лет назад.
Две семьи умершего бизнесмена — «старая» и «новая» — вступили в наследство без спора друг с другом. Но через год арбитражный управляющий компании, где наследодатель был основным участником и директором, потребовал, чтобы наследники передали все полученное имущество в конкурсную массу предприятия. Бывший партнер покойного решил воспользоваться ситуацией и забрать все активы себе. Эта история максимально ярко показала, как много рисков даже не возникло бы, каких потерь ресурсов родственники могли бы избежать, если бы основные моменты наследственного планирования были реализованы.
И это не единственный случай в России, когда через банкротство бизнеса пытаются забрать наследуемое имущество. Я знаю как минимум еще два подобных кейса.
После этого случая среди клиентов я провел собственное исследование о наследственном планировании.
Результаты шокировали.
Только двое из 23 опрошенных сообщили, что они так или иначе знакомы с темой, причем лишь один из них проработал с юристами вопросы и подготовил документы. Остальные сказали, что о завещании никогда всерьез не задумывались.
Никто не знал о личных или наследственных фондах, наследственном договоре — новых эффективных инструментах, которые позволяют передать активы собственника конкретным лицам на его условиях. Кстати, многие юристы об этом тоже ничего не слышали.
Так вот.
Если человек решил составить завещание — это уже прогресс. Но важно понимать — завещание хотя и важный, централизующий документ, но всех задач не решает. Если речь идет о наследственном планировании, нужно учесть или разработать брачные договоры со «старыми» и «новыми» супругами, брачные договоры выгодоприобретателей, структуру бизнеса, уставы компаний и корпоративные договоры, внебрачных детей и множество иных аспектов. Поэтому процедура и называется наследственным планированием. Это долгая, кропотливая и творческая работа, которая позволяет сохранить бизнес, семью и отношения между людьми.
Предусмотренные законом правовые конструкции позволяют решить множество задач: передать активы одним лицам и не передать другим, разделить активы определенным образом, предоставить денежное содержание, защитить активы от кредиторов.
Основные активы, участвующие в планировании:
- бизнес как работающая структура: предприятия, барбершопы, магазины, логистические центры — в общем, все то, что создавали как бизнес;
- коммерческая недвижимость, если она не интегрирована в бизнес;
- жилая недвижимость;
- автомобили, катера, квадроциклы;
- предметы искусства, роскоши;
- денежные средства;
- торговые знаки и иные результаты интеллектуальной деятельности.
Основные лица, участвующие в планировании:
- бенефициар — владелец активов;
- члены семьи — выгодоприобретатели (члены семьи могут быть исключены из числа выгодоприобретателей);
- не члены семьи — выгодоприобретатели (прежние супруги, друзья, деловые партнеры, благотворительные организации, специальные личные фонды);
- специализированные юристы;
- душеприказчик — исполнитель завещания. Это лицо, которое после смерти бенефициара совершает в интересах наследников действия в целях охраны наследства и управления им;
- нотариус.
У нас много интересных кейсов, показывающих, как разрешить одну и ту же ситуацию с помощью разных инструментов наследственного планирования. Вы увидите, как применение норм права существенно меняет положение выгодоприобретателей.
Избегайте ошибок — они дорого обходятся!