По данным источников «Коммерсанта», за три с половиной месяца этого года, экспорт российского бензина увеличился до 1,8 млн тонн (38%) по сравнению с тем же периодом прошлого года. Производство выросло до 11,8 млн тонн (на 5% больше, чем в 2022 году), запасы бензина на нефтеперерабатывающих заводах и нефтебазах превышают 2 млн тонн.
По данным Reuters, рост экспорта произошел за счет увеличения поставок в африканские страны (812 тыс. тонн). В частности, Нигерию, Тунис и Ливию.
Кроме того, в начале года нафта (вещество, получаемое при перегонке нефти — лигроин или нефтяной спирт) торговалась выше установленного для нее потолка в 45 долларов за баррель, из-за чего российские поставщики могли бы понести потери при ее экспорте. В итоге, по информации Reuters, это привело к тому, что поставщики стали смешивать нафту с бензином.
Это, в свою очередь, позволило продавать получившийся продукт по предельной цене в 100 долларов за баррель. Дело в том, что многие страны Африки и Латинской Америки (именно туда сейчас поставляются российские нефтепродукты), менее требовательны к составу топлива, чем государства ЕС.
Эксперт по топливному рынку Михаил Турукалов считает, что нефтепереработка в РФ в данной ситуации остается выгодной. По его словам, эмбарго ЕС «вызвало логистические проблемы», но сейчас можно сделать вывод, что нефтяной и нефтепродуктовый экспорт «перенаправлен на другие рынки, пусть и с упущенной выгодой».
Бензины, по его словам, намного выгоднее экспортировать, чем продавать на внутреннем рынке. Поставка на внешние рынки может принести на 10–13 тыс. рублей за тонну больше, чем реализация внутри страны по текущим биржевым ценам. С дизтопливом, уточняет эксперт, обратная ситуация.
- С 5 февраля страны ЕС и G7 ввели потолок цен на экспорт российских нефтепродуктов. Он предполагает два предельных уровня цен: 100 долларов за баррель для бензина и дизтоплива и 45 долларов за баррель для нафты и темных нефтепродуктов. Судовладельцам и страховым компаниям запрещено оказывать услуги по перевозке российских нефтепродуктов по контрактам, не предусматривающим условия предельной цены.