Пандемия коронавируса вынудила многих работодателей отправить сотрудников на удаленку, а после того, как ситуация стабилизировалось, далеко не все решили вернуться в офис. В 2022 году произошел новый поворот — в феврале-марте и сентябре-октябре началась массовая релокация персонала. Это сказалось на всех HR-процессах: начиная от подбора сотрудников и заканчивая организацией эффективной работы команды на удаленке. Как отмечают участники рынка, в 2023 году этот HR-тренд сохранится, несмотря на возвращение специалистов в РФ.
— Ряд компаний до сих пор продолжают работать полностью или частично удаленно, что открыло новые перспективы и возможность работать из любой точки страны. Так, в Екатеринбурге число вакансий с опцией удаленной работы в феврале этого года выросло в два раза относительно аналогичного периода год назад.
По словам операционного директора Artsofte Натальи Даниловой, в 2022 году многие компании существовали в выравнивании баланса между удаленкой и офисным графиком. В 2023 году большинство бизнесов сойдутся на некой точке гибридного графика.
— Если говорить коротко — работа HR-специалистов усложнилась. Пришлось перестраивать многие процессы внутри компаний, развивать новые направления (например, учить команду работать в формате удаленки, подключать новые инструменты формирования бренда работодателя и др.). Среди наиболее заметного влияния событий 2022 года на рынок труда можно назвать рост числа временных вакансий — работодатели стали чаще приглашать на срочный трудовой договор, т. к. возникла потребность во временной замене мобилизованных сотрудников.
Фото: 66.RU |
---|
Ускорение темпов жизни, цифровизация процессов привели к новому тренду — автоматизации и ускорению процессов найма.
«По наблюдениям «Авито Работы», более половины соискателей трудоустраиваются за месяц и даже меньше. Это вполне закономерная тенденция, ведь многие HR-процессы сегодня автоматизированы, многочисленные этапы собеседований и отбора переведены в онлайн, а рекрутерам и кандидатам доступны разнообразные цифровые инструменты поиска и трудоустройства. Все большую популярность среди массовых профессий набирает формат one day offer (трудоустройство за один день). Если несколько лет назад формат был популярен главным образом в IT-среде, то сегодня его используют в самых разных», — отмечает Елизавета Чурина.
По словам Оксаны Сидлецкой, тренд на автоматизацию HR-процессов в полной мере раскроется именно в 2023 году, поскольку предшествующие два года пандемии и год СВО заставили компании сделать процесса подбора персонала по-настоящему диджитальным.
«Большинство современных рекрутеров так или иначе применяют в своей работе инструменты автоматизации, чтобы сократить рутину и использовать ресурсы более эффективно. Одно из популярных решений — это специальные CRM-системы для подбора кадров», — отмечает директор hh.ru Урал.
— В бизнесе потребность в уменьшении издержек и оптимизации затрат сильно растет. Поэтому во всех сферах идет автоматизация стандартных операций для сохранения качества без дополнительных издержек. В HR-сфере можно автоматизировать очень много процессов, и для этого появляется все больше инструментов и сервисов.
Фото: 66.RU |
---|
Перевод HR-процессов в «цифру» уже несколько лет не только модный тренд, но и необходимость. Один из таких элементов цифровизации кадровых процессов — кадровый электронный документооборот. Появлению и развитию КЭДО в России способствовал запрос не только со стороны бизнеса, но и государства.
Так, в декабре 2019 года президент Владимир Путин подписал закон об электронных трудовых книжках. 2020 год был переходным, когда работники сами выбирали — вести бумажную трудовую или электронную. С 2021 года для тех, кто устраивается на работу впервые, начали заводить исключительно электронные.
В конце 2021 года вступил в силу закон, который разрешает создавать, подписывать, использовать и хранить кадровые документы в электронном виде без дублирования на бумаге. КЭДО помогает оптимизировать работу кадровой службы и упрощает взаимодействие с дистанционными сотрудниками, что, как уже писали ранее, становится все актуальнее.
Сейчас системы КЭДО предлагают около десятка российских операторов. Одним из таких разработчиков стала екатеринбургская IT-компания Artsofte. В 2020 году Artsofte запустила продукт Nopaper — онлайн-сервис документооборота в мобильном телефоне. Сейчас Nopaper — массовый продукт, которым пользуются компании по всей стране.
— Еще год назад количество сервисов для КЭДО можно было пересчитать по пальцам одной руки, а сейчас у компаний есть выбор этих сервисов. Я думаю, что через год 90% кадровых документов станут электронными в большинстве компаний.
К преимуществам КЭДО участники рынка относят:
Одно из главных изменений, произошедших на фоне последних событий, — изменение HR-стратегии, которой придерживались работодатели. Акцент с подбора новых сотрудников сменился на удержание имеющегося персонала. Во многом это связано с тем, что во многих отраслях наблюдается дефицит квалифицированных специалистов, а также массового персонала.
— Поиск и адаптация нового высококвалифицированного сотрудника, по данным нашего опроса, может занять полгода, а иногда и год. Поэтому HR-специалисты сегодня стараются удержать сотрудников и изначально нанимать людей, которые разделяют ценности компании и останутся в ней надолго. Одним из инструментов в работе по удержанию кадров становится внедрение различных элементов нематериальной мотивации. Это существенно повышает лояльность сотрудников, а значит, в компании сокращается кадровая текучка.
По словам эксперта, изменились и приоритеты соискателя. Если до пандемии решающим фактором для смены работы были деньги, то сейчас работникам также важна стабильность работодателя и дополнительные бонусы: ДМС, компенсация обучения, затрат на мобильную связь, транспортных расходов.
— Если говорить о кандидатах, то они не готовы быстро принимать офферы и достаточно часто отказываются от перехода в другую компанию, внимательно изучая предложения на рынке. Кроме того, работодатели удерживают своих «сильных» сотрудников, предлагая различные дополнительные преференции.
Фото: 66.RU |
---|
Этот тренд во многом вытекает из предыдущего. По словам Елизаветы Чуриной, помимо заработной платы, соискатели обращают более пристальное внимание на репутацию и надежность компании. «В этом плане соискатели стали более осознанно подходить к выбору места работы и профессии в целом», — говорит эксперт.
Как отмечает директор hh.ru Урал, именно выстраивание позитивного и привлекательного имиджа компании на рынке труда — одна из важнейших задач HR-специалистов.
«Компаниям, в которых люди хотят и даже мечтают работать, значительно проще подбирать персонал. Интерес к развитию бренда работодателя, к повышению узнаваемости компании среди соискателей растет», — подчеркивает Оксана Сидлецкая.