Производство фарфора в Сысерти организовали в середине XX века. Сначала здесь появилась мастерская «Гончарка», позже ставшая артелью, а в 1960-м — завод керамических изделий. В 1980-е годы завод был одним из крупнейших предприятий РСФСР по выпуску высокохудожественных подарочных изделий.
С 2019 года «Фарфором Сысерти» руководит Альберт Кириллов. В интервью 66.RU он рассказал о том, как живет завод сегодня и как его будут развивать в будущем.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
— Как сегодня чувствует себя единственный в Свердловской области фарфоровый завод?
— Когда я пришел сюда в 2019 году, завод был в трудном положении, но за три года удалось довольно неплохо вырасти. Выручка предприятия с 2019 по 2022 год увеличилась почти в 2,5 раза. Наша торговая сеть стала предприятием. Сегодня ежемесячный выпуск продукции составляет 5000 единиц. Кроме этого, отремонтировали около 4000 кв. м крыш, которые были в ветхом состоянии, из 12 000 кв. м их общей площади.
— Последние пять лет завод остается убыточным. Как совладельцы предприятия — «Корпорация развития Среднего Урала» (КРСУ) и Екатеринбургская епархия — планируют решать эту проблему?
— Разработан план модернизации, который предполагает реконструкцию производственных площадей, замену устаревшего оборудования, а также увеличение рабочих мест. Маркетинговая составляющая плана предусматривает увеличение и объемов сбыта продукции, в том числе через созданный интернет-магазин. Мы планомерно движемся к поставленным целям.
— Как завод изменится в рамках модернизации?
— Площадь завода уменьшится более чем в два раза. Сейчас завод представляет собой комплекс зданий 60–80-х годов постройки. Они занимают площадь больше 20 тыс. кв. м. При этом площадь основных зданий — 11 000 кв. м. Все это на площади 4 га.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
При этом постройки 60-х годов используются нефункционально. Кроме того, несущие конструкции сильно изношены. Поэтому по плану мы должны демонтировать часть этих цехов.
Фото: предоставлено 66.RU "Фарфором Сысерти" |
---|
Производственные цеха 80-х годов не используются и требуют замены отдельных конструктивных элементов, инженерных систем, а также функциональной переорганизации. Эти помещения приведут в соответствие с современными стандартами.
Фото: предоставлено 66.RU "Фарфором Сысерти" |
---|
Каждый цех будет использоваться по функциональному значению: цех обжига, литейный, массо-заготовительный, художественный, а также склад готовой продукции.
Фото: предоставлено 66.RU "Фарфором Сысерти" |
---|
Модернизация предполагает не возведение новых корпусов, а сохранение и капитальный ремонт уже существующих зданий. При этом на время работ производство не будет останавливаться.
Площадь помещений обновленного завода составит 6000 кв. м. С уменьшением площади вырастет технологический процесс. Благодаря капремонту у работников появятся более комфортные условия труда: например, помещение, где работают художники, будет панорамно застеклено с видом на пруд. Будем делать для них маленькие кабинеты на два человека, чтобы им было удобнее.
На обновленном заводе появится музейный комплекс. В нем останутся старинные печи для обжига и будет выставлено оборудование.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
На территории построят отдельное здание часовни. Сейчас при предприятии действует храм в честь иконы Божьей Матери Скоропослушницы, но он совсем небольшой и находится прямо в здании завода.
Фото: предоставлено 66.RU "Фарфором Сысерти" |
---|
Поскольку часть зданий мы демонтируем, у нас освободится территория, граничащая с рекой. Здесь появится зеленая зона отдыха — будут уютные аллеи, площадь, рядом разобьют парк.
Фото: предоставлено 66.RU "Фарфором Сысерти" |
---|
Фото: предоставлено 66.RU "Фарфором Сысерти" |
---|
— Речь про модернизацию идет с 2017 года. Тогда завод был на грани банкротства, но по инициативе губернатора Евгения Куйвашева свердловские власти выделили 151,9 млн рублей на модернизацию производства и выстраивание системы продаж. С тех пор прошло много времени, но ничего не изменилось. На каком этапе сейчас работа по подготовке к обновлению завода?
— Модернизацию задумали еще в 2017 году, но тогда был совсем другой проект: предполагалось просто все снести и сохранить небольшую мануфактуру на 1000 кв. м, где были бы только художники и пространство для мастер-классов. А посуда была бы не наша, а китайская. Но после глубокого анализа всех процессов решили искать другие варианты, ведь ценность нашего завода именно в полном цикле производства.
На первом этапе уже прошли обследования несущих конструкций корпусов, которые мы планируем сохранить. Сейчас мы на этапе завершения проектирования. Прошли все экспертизы и теперь ждем выход проекта и сдачу его на госэкспертизу.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
— Вы ранее заявляли, что на модернизацию потребуется около 3 лет и 300 млн рублей, но теперь объем финансирования должны пересмотреть. Какая сумма в итоге потребуется на модернизацию?
— Объем финансирования будет известен после получения проектно-сметной документации.
— В период расцвета на «Фарфоре Сысерти» работало более 500 человек. Сколько человек сегодня в штате? Приходит ли к вам работать молодежь?
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
— Сейчас у нас трудоустроены 68 человек. Все они фанаты своей работы, выучились еще в Советском Союзе. Некоторые художники у нас получили звания мастеров. Молодежи у нас очень мало — вот только недавно пришла одна новая девушка. Когда-то раньше у нас были договоренности с УрГАХУ, но сейчас их нет.
Мы часто сталкиваемся с тем, что люди отказываются у нас работать из-за того, что у нас не очень презентабельные рабочие места. Но я думаю, что после модернизации к нам потянутся.
Для нас люди очень важны, потому что 80% производственного цикла — это ручной труд. На сегодняшний день 10% нашей продукции относится к высокохудожественной росписи. После модернизации число сотрудников должно увеличиться до 90 человек. А выпуск высокохудожественной продукции мы сможем увеличить более чем на 50%.
— Помимо модернизации предприятия планируется совместная работа с «Агентством развития Сысерти» — оно в прошлом получило грант на перезапуск завода «Фарфор Сысерти». Насколько мне известно, предполагается провести лабораторию «Антихрупкость» для художников, керамистов и креаторов. Что подразумевается под перезапуском?
— Мы сейчас на стадии переговоров и уточнений с Агентством. Когда они подавались на грант, мы дали им свое ходатайство о том, что готовы им помочь. Их задумка была в том, чтобы сделать какие-то сувениры. Мы надеемся, что совместная работа в рамках этого проекта поможет привлечь внимание молодых творческих специалистов, которые впоследствии захотят работать у нас. Тем более что после ребрендинга мы планируем развивать премиум-сегмент фарфоровых изделий.
Помимо этого проекта у нас идет постоянное взаимодействие с администрацией Сысерти и области — мы участвуем в конкурсах и создаем продукцию для них. Например, наш музей на территории завода мы открыли специально под юбилей города. Это уникальный комплекс — музеев фарфора на Урале больше нет.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
Кроме того, например, на заводе по заказу администрации сделали таблички с главными символами Сысерти. |
— По данным в августе 2022 года, общее производство фарфоровой посуды и других изделий из фарфора в стране выросло на 4,2% к уровню августа прошлого года. Как повлияла ситуация в мире на производство и экспорт продукции Сысертского завода?
— Мы в 2022 году на 24% увеличили производство. Основной спрос у нас сейчас — это иконостасы: на всех выставках к нам подходят и очень ими интересуются. Особенно сильно проявляется интерес после того, как люди узнают, где наши иконостасы стоят. Уникальные сысертские фарфоровые иконостасы украшают храмы Верхотурья, Невьянска, Екатеринбурга, Минска, церкви Италии, Черногории и Греции.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
Для сравнения: в 2020 году мы сделали один иконостас для храма поселка Усть-Абакан Республики Хакасия. Сейчас параллельно идет производство трех иконостасов, и еще один монтируется — его мы изготовили в прошлом году — в поселке Октябрьском Пермского края.
Экспорта у нас нет на сегодняшний день. К нам заходили две компании с таким предложением: они хотели открыть точку по продаже российских брендовых вещей в Америке. Мы им подготовили сервизы с очень хорошей росписью, назвали цену, но они передумали пересылать туда — видимо, что-то не пошло.
— На что сейчас направлена деятельность завода? Какие линейки ожидаются?
— Мы каждый год выпускаем новую посуду. Прямо сейчас мы создаем новый сервиз. Он необычный за счет того, что ручки у кружек, чайника и других предметов сделаны нетипичной треугольной формы. Думаем, на нем будет хорошо смотреться роспись конструктивистская.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
Также идет разработка треугольных тарелок — это целиком задумка завода. Такая посуда сейчас в моде. Мы надеемся, что кафе и рестораны начнут заказывать такие тарелки.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
На обратной стороне тарелок выгравирована белка — символ завода «Фарфор Сысерти». |
Но вообще мы сейчас больше стремимся к корпоративным заказам. Многим компаниям нужно что-то свое, местное.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
Например, нефтяники заказали кружки. Мы сделали их в виде бочек нефти с ручкой в форме захватного механизма. |
За свои оригинальные изделия мы получаем награды на уровне страны.
|
---|
Например, в 2021 году завод стал лауреатом первой степени в номинации «Презентация нового продукта» на Всероссийском фестивале народных художественных промыслов «Заповедный сувенир». |
Мы также экспериментируем — например, сделали прототипы церковного подсвечника, люстры из чашек и блюдец. В общем, мы не стоим на месте — у нас очень много идей.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
— Во всех видах искусства есть какие-то международные тенденции. Вы за ними следите?
— Мы не должны уйти совсем в современность, потому что занимаемся народно-художественным промыслом. Это подразумевает сохранение традиций. Конечно, мы где-то отходим от этого: например, для треугольных тарелок наши традиционные росписи не подойдут.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
— Вы запустили розничную сеть своих магазинов, они появились в Сысерти, Екатеринбурге и на Ганиной Яме. Планируете ли вы ее расширять?
— Да, сейчас мы ищем, куда пойти дальше. Очень хотим попасть в «Гринвич», но они просят очень большие для нас деньги за аренду — ставят цену такую же, как для крупных сетевых брендов. Мы не можем себе такое позволить.
Можно купить продукцию в фирменных магазинах «Тагильский поднос», а также на маркетплейсах. В этом направлении мы тоже стараемся активно развиваться.
Но наибольшей популярностью пользуется наш магазин в Сысерти. Здесь есть витрины, где мы выставляем какие-то новые вещи, которые художницы только придумали, и смотрим, есть ли интерес к конкретному изделию и рисунку.
Но к нам в Сысерть приезжают не только ради магазина: у нас здесь и экскурсии по заводу каждый день, и комната, где можно побить посуду, и мастер-классы по росписи для детей. То есть можно приехать и провести интересно несколько часов только на заводе.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
В комнату для битья посуды попадают бракованные изделия. Продавать их в таком виде нельзя, но можно дать им вторую жизнь. Осколки разбитых кружек и тарелок измельчают и отправляют повторно в производство. |
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
На экскурсии можно увидеть все этапы производства фарфоровых изделий. |
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
— Какие у вас планы на 2023 год?
—У нас большие планы по иконостасам. Люди просят успеть к определенным праздникам, поэтому сроки у нас жесткие. Вообще у нас много задумок на год, но мы пока не будем их раскрывать.