За прошлый год на рынок РФ вышло девять новых иностранных брендов против 19 марок в 2021-м, сообщил «Коммерсантъ» со ссылкой на данные консалтинговой компании Nikoliers. В NF Group заявили об открытии в прошлом году 11 брендов, в CORE.XP — о 10 против 16.
Среди новых на рынке сетей — Perspective (ранее был представлен только на маркетплейсах и в мультибрендовой сети), Efor, Ipekyol, Twist и Alex YVN, магазин спортивных товаров Li-Ning, косметические сети L&L Skin и Vilhelm Parfumerie, а также кофейня Coffee Boom, уточнили в Nikoliers.
В то же время за 2022 год отечественный рынок потерял больше брендов, чем вышло новых игроков. Так, об окончательном уходе из РФ заявили 23 ретейлера, еще 27 компаний приостановили работу в стране, отметили в Nikoliers. Около 22 иностранных ретейлеров, владеющих 31 брендом, продали российские подразделения топ-менеджменту либо холдингам из Турции, Китая и Ближнего Востока, и те открыли магазины под новыми вывесками.
Руководитель направления аренды торговых помещений CORE.XP Надежда Цветкова объяснила, что зарубежные ретейлеры не хотят инвестировать в российскую экономику из-за высоких рисков. Гендиректор сети «Стокманн» Геннадий Левкин добавил: «Дело не только в туманности перспектив экономики страны, но и в сохраняющихся трудностях с логистикой».
Партнер Nikoliers Анна Никандрова подчеркнула, что выход нового бренда на рынок — трудоемкий процесс, который занимает не менее года. По подсчетам Nikoliers, в 2022 году около 45 марок заявили о намерении выйти на рынок, но большинство из них еще не открыли точки. Подавляющее большинство таких ретейлеров — из Турции (74%), Казахстана (7%), Китая и Индии (4%), США, Армении, Японии, Белоруссии и Италии (по 2%).
Управляющий партнер «Ванчугов и партнеры» Алексей Ванчугов заметил: владельцы торговых центров констатируют снижение конкуренции из-за сокращения числа зарубежных брендов, что порождает ограниченный выбор товаров в некоторых категориях, например детские, спортивные товары, бытовая техника и электроника. Укрупнение этих сегментов может привести к снижению качества и росту цен. По мнению эксперта, новые бренды из Китая, Турции, Италии будут продолжать попытки выхода на российский рынок, но не менее половины из них уже имеют в основном неудачный опыт работы в стране.
При этом для потребителей эти процессы пока не сильно заметны: 56% россиян, опрошенных Kokoc Group в декабре 2022 года, до сих пор считают, что в ТЦ и онлайне достаточное количество разнообразных магазинов.