В России за 2022 год треть таксопарков стали убыточными, об этом сообщили «Известиям» в Общественном совете по развитию такси.
Согласно данным опроса, в котором приняли участие 170 таксопарков, около 12% российских компаний задумались о ликвидации бизнеса, другие 29% перевозчиков рассказали, что закончили год с убытком, но готовы работать дальше за счет накопленного капитала.
Прошедший год был сложным для небольших таксопарков, число автомобилей в которых не превышало 50. Также представители Общественного совета по развитию такси уточнили, что половина опрошенных таксопарков, 51%, закончили год в небольшом плюсе и лишь 8% — с достаточной прибылью.
За последние два года вырос процент убыточных бизнесов. Для сравнения, о закрытии предприятий такси в пандемийный период заявляли лишь около 8% респондентов, а о сокращении части бизнеса — 35% таксопарков.
Главной проблемой для такси в 2022 году стал уход ряда иностранных автопроизводителей с российского рынка. Страну покинули Renault, Nissan, BMW, Toyota, Mercedes-Benz и Mazda. Официальный импорт прекратили также Volvo, Audi, Honda, Suzuki, которые составляли большую часть автопарка. В связи с этим возникли трудности с обслуживанием машин и закупкой автозапчастей. Несмотря на то, что к концу года ситуация сбалансировалась, 77% опрошенных по-прежнему говорили о высокой стоимости деталей для авто, а 4% владельцев таксопарков продолжали испытывать сложности с поиском или наличием запчастей.
Из-за роста расходов на ремонт в 2023 году возможно и удорожание поездок в такси на 10–20%, считает председатель Совета по развитию такси Ирина Зарипова.
В ряде сервисов заказа такси подтвердили изданию информацию о проблемах в отрасли. Так, в компании «Максим» сообщили, что испытывают трудности с обновлением парка машин, а в «Ситимобил» отметили, что сокращают количество автомобилей в парке.
«Знаем их трудности, так как повысить маржинальность бизнес-модели, просто сделав услугу дороже, мы не в силах. В целом никто из наших партнеров пока не закрылся, но и новых автопарков в городах не появляется», — рассказал представитель компании «Максим» Павел Стенников.
Руководитель центра компетенций международного евразийского форума «Такси» Станислав Швагерус считает, что уход с рынка ряда таксопарков не сильно отразится на бизнесе, так как на их (закрывшихся компаний) место придут новые. О дефиците машин такси тоже не стоит говорить. По мнению эксперта, отечественные компании, такие как «Москвич» и электромобиль Evolute, смогут заменить иномарки. Также таксопарки продолжат брать в аренду китайские автомобили.