Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Авиакомпании РФ пытаются вернуть деньги за неполученные самолеты Airbus. Речь о сотнях миллионов долларов

19 декабря 2022, 09:40
Перевозчики заплатили авансы до начала спецоперации и введения санкций.

Лизингодатель «Ростеха», «Авиакапитал Сервис», подал иск в Московский арбитражный суд. Компания намерена истребовать с европейского производителя самолетов Airbus около 200 млн долларов. Об этом сообщил «Коммерсантъ» со ссылкой на международных лизинговых консультантов и источники, близкие к «Аэрофлоту».

В 2015 году «Авиакапитал Сервис» заключил с Airbus договор на поставку 17 дальнемагистральных широкофюзеляжных А350. Ни один из самолетов заказчик не получил. Также с 2007 года у «Аэрофлота» действовал твердый контракт с Airbus на поставку 22 самолетов А350, он успел получить только семь, последний — в феврале этого года.

Пока «Аэрофлот» не сообщал о попытках взыскать переданные авансы с Airbus, в компании не стали комментировать возможность подачи иска.

Последние два контракта с лессорами на шесть Airbus 350-900 по 210 млн долларов каждый «Аэрофлот» подписал в июле и декабре 2021 года, исполнителя не раскрывали. Тогда же в «Аэрофлоте» сообщили, что в рамках обновленных допандемических соглашений до конца 2021 года авиакомпания должна получить еще девять моделей A320neo и два Boeing 777-300ER. Из-за начавшейся пандемии коронавируса заказчик инициировал перенос поставок на 2022-2023 годы, так как отказаться или сократить планы поставок перевозчик не мог из-за вероятности получить штрафы.

«Аэрофлот» и лизингодатель «Ростеха» — не единственные, кто не может вернуть выплаченные авансы, уточняет издание. Так, «Азимут» не смог вернуть платежи за шесть Airbus A220-300, заказанных у лизингодателя Air Lease Corporation (США). Один А330 успела заказать iFly, но вернуть залог не удалось. Также, по данным издания, сейчас заморожен начатый еще до пандемии переговорный процесс «Уральских авиалиний» с Boeing о компенсациях за срыв поставок 14 Boeing 737 Max и возврате авансов за них.

Собеседники на лизинговом рынке оценивают шансы вернуть выплаченные авансы как близкие к нулю, так как санкции Евросоюза запрещают любые финансовые взаимоотношения с компаниями из РФ. Совокупная сумма, по их оценкам, может превышать несколько сотен миллионов долларов.

  • После начала спецоперации на Украине страны Евросоюза обязали лизинговые компании, обслуживающие коммерческие авиакомпании, разорвать контракты с российскими перевозчиками. Власти Бермудских остров и Ирландии также приостановили действие сертификатов летной годности российских лайнеров. Кроме того, страны ЕС, США, Канада и ряд других государств запретили полеты над своей территорией российским авиакомпаниям, поставку запчастей и оборудования, а также техобслуживание их самолетов.