Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Летать из России особо некуда, но при этом в стране массово реконструируют аэропорты. Главные проекты

14 ноября 2022, 18:22
Летать из России особо некуда, но при этом в стране массово реконструируют аэропорты. Главные проекты
Фото: Антон Буценко, архив 66.RU
В Екатеринбурге в 2022 году запустили реконструкцию терминала международных авиалиний Кольцово, несмотря на то, что его пассажиропоток сокращается. Из аэропортов федерального значения сейчас проходят реконструкцию (или планируют начать работы в обозримом будущем) 44 из 91 аэроузла.

В условиях, когда Европа полностью закрыла небо для российских самолетов, авиакомпании отменяют рейсы за рубеж, а часть аэропортов РФ на юге страны закрыта с весны, в России массово реконструируют аэропорты.

В перечне аэропортов федерального значения Росавиации — 91 объект. Из них половина реконструируется прямо сейчас, другие планируется реконструировать в ближайшие годы. Причем некоторые проекты запустили уже в 2022 году, когда обстановка с международными перевозками существенно изменилась.

Екатеринбург (Кольцово)

Срок окончания работ: третий квартал 2023 года.
Стоимость реконструкции: 6,7 млрд рублей.

Аэропорт Кольцово планировали реконструировать к Универсиаде, намеченной на август 2023 года. Вместо нее теперь пройдет Международный фестиваль университетского спорта. Проект реконструкции от британского архитектурного бюро Buro Bitus представили 1 февраля 2022 года, а затем случилась спецоперация на Украине. После этого новости о реконструкции больше не выходили. На запрос 66.RU в Кольцово не смогли ответить в течение недели.

Фото: официальная документация проекта

В рамках первого этапа реконструкции будет построен новый блок аэровокзального комплекса вдоль главного фасада, изменится технология работы терминала международных авиалиний, таможенный контроль будет перенесен на второй этаж и будет следовать после предполетного досмотра. Также изменится схема движения транспорта на привокзальной площади.

Площадь аэровокзального комплекса увеличится на 14 тыс. кв. метров, пропускная способность международного сектора вырастет с 1300 до 2520 пассажиров в час, число кабинок пункта пропуска через государственную границу будет увеличено до с 30 до 126. В международном терминале появится отдельная технология обслуживания трансферных пассажиров пропускной способностью 520 пассажиров в час.

Фото: официальная документация проекта

В обновленных интерьерах аэровокзального комплекса «будет отражен образ промышленного Урала: торжество силы человеческого духа, богатство природы, брутальность характера здесь объединяются с высокотехнологичным и научным подходом к развитию региона».

Объем инвестиций собственника в реконструкцию на первом этапе составит более 5 млрд рублей. Дополнительно за счет 1,7 млрд рублей из федерального бюджета проведут техническое оснащение пропуска через государственную границу.

В будущем проведут реконструкцию терминала внутренних авиалиний. На привокзальной площади построят многоуровневый паркинг и железнодорожную платформу.

Судя по данным Росавиации, пассажиропоток Кольцово в 2021 году вернулся на уровень допандемийного. Однако как складывается ситуация в 2022 году, сказать сложно, поскольку ведомство не публикует данные с февраля.

Фото: Настя Кеда, 66.RU

Последний раз масштабная реконструкция Кольцово проводилась к другому международному событию — саммиту ШОС в 2009 году. Тогда была реконструирована первая взлетно-посадочная полоса и построен новый международный терминал.

Новосибирск (Толмачево)

Срок окончания работ: конец 2022 года.
Стоимость реконструкции: 20 млрд рублей.

Реконструкция аэропорта ведется еще с 2019 года. После этого площадь аэропорта увеличится до 100 тысяч квадратных метров. Новые багажные системы позволят одновременно обслуживать 20 самолетов, это вчетверо больше показателей нынешнего терминала. Мощности по обслуживанию пассажиров вырастут в два раза.

Фото: Анна Иванова, РБК Новосибирск

Основным украшением зала прилета/вылета станут четыре 30-метровые колонны, они составлены из структурных ребер, в которые вмонтировано светодиодное освещение.

Тюмень (Рощино)

Срок окончания работ: октябрь 2026 года.
Стоимость реконструкции: 7,9 млрд рублей.

В Тюмени с сентября ищут подрядчика для реконструкции аэропорта Рощино. В результате работ должен появиться новый терминал, который пристроят к уже имеющемуся зданию. После обновления пропускная способность аэропорта вырастет почти в два раза, до 3,8 млн пассажиров в год.

Фото: пресс-служба Рощино

Ижевск

Срок окончания работ: март 2024 года.
Стоимость реконструкции: 4,3 млрд рублей.

В августе 2022 года строители приступили к возведению международного аэропорта в Ижевске. Строительство нового терминала увеличит пропускную способность ижевского аэропорта вдвое, до 400 пассажиров в час. Концепцию нового аэропорта из шести предложенных вариантов выбрали жители, за проект проголосовали 30 тыс. человек.

Фото: официальная документация проекта

Кемерово

Срок окончания работ: июль 2024 года.
Стоимость реконструкции: 3,2 млрд рублей.

Реконструкцию аэропорта Кемерово начнут до конца 2022 года. Победитель конкурса — проектно-строительная компания «Возрождение» — должен реконструировать взлетно-посадочную полосу, перрон и рулежные дорожки.

Фото: spectrum-group.ru

В мае 2021 года в аэропорту был открыт новый терминал стоимостью 5 млрд рублей и площадью 11,6 тыс. кв. метров с двумя телетрапами. Как ожидается, он позволит увеличить пропускную способность аэропорта с 200 до 460 пассажиров в час.

Помимо этого, в 2022 году началось строительство нового аэропорта в Краснодаре, реконструкция аэропортов в Брянске, Архангельске, Воронеже, Костроме, Курске, Магадане и трех десятках других городов.

  • В июне губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев распорядился предоставить налоговые преференции аэропорту Кольцово и авиакомпании «Уральские авиалинии», для того чтобы сохранить коллективы организаций и обеспечить их стабильную работу в сложных экономических условиях. Из-за сложных экономических условий он также решил увеличить объем субсидий, выделяемых Свердловской областью для организации внутренних авиаперевозок по России из Екатеринбурга и обратно, на 14,5 млн рублей — до 250 млн рублей.
  • Осенью 2020 года глава авиакомпании Red Wings Евгений Ключарев анонсировал планы по созданию в Кольцово транзитного хаба — аналога и конкурента Толмачево в Новосибирске, который успешно развивает S7 Airlines. Планировалось, что Red Wings с использованием самолета SSJ-100 сможет подвозить из регионов пассажиров для магистральных и международных направлений «Уральских авиалиний», и наоборот — российские и международные пассажиры получат дополнительную возможность добраться до регионов не через Москву, а через Екатеринбург.
  • После долгих переговоров в октябре 2021 года Red Wings и «Уральские авиалинии» подписали соглашение о код-шеринге. Впрочем, код-шеринг заработал в одностороннем порядке. То есть «Уральские авиалинии» могут продавать билеты на сегмент Red Wings, а Red Wings на «Уральские авиалинии» — нет.
  • Но, несмотря на этот шаг, ближе к международному авиахабу Кольцово не стал. В самой Red Wings признают, что единая маршрутная сеть и удобные стыковки не решат проблему. Мешают развитию как минимум низкая платежеспособность населения, относительно невысокий пассажиропоток и закрытие большинства международных направлений сначала из-за пандемии, затем из-за спецоперации.
  • В мае 2021 года Евгений Куйвашев утвердил Стратегию развития транспортного комплекса региона, которая в числе прочего предусматривает развитие аэропорта Кольцово. Согласно документу, в период с 2030 по 2035 год на территории авиаузла запланировано строительство еще одной взлетно-посадочной полосы и нового терминала. Проект позволит увеличить пропускную способность аэропорта, и он, как планируют региональные чиновники, сможет рассчитывать на статус потенциального глобального авиахаба.