Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Я — самозанятый. «Большинство творцов не умеют продавать, а иногда даже презентовать изделия»

31 октября 2022, 09:30
Я — самозанятый. «Большинство творцов не умеют продавать, а иногда даже презентовать изделия»
Фото: Антон Буценко, 66.RU
Жанна Кордюкова 15 лет жизни была менеджером по продажам. Торговала всем: от автоэлектроники до баллонов для технических газов. А теперь она стала самозанятой и создает удивительные изделия из стекла в технике фьюзинг. Почему если хочется творить, то этим стоит заняться, и как на этом зарабатывать — в материале 66.RU.

Я родилась в Екатеринбурге и ходила в обычную школу на Уралмаше. Училась на отлично, а когда выбирала себе специальность для высшего образования, то выбор пал на статусный в тот момент СИНХ (ныне УрГЭУ, — прим. ред.). На самом деле тогда я не представляла, кем хочу «стать, когда вырасту», и пошла учиться на то, что в тот момент было популярно, — бизнес и коммерцию. Тогда казалось, что если поступишь в престижный университет, то это уже залог успешной жизни.

Учиться было интересно, но когда я выпустилась из университета со специальностью «специалист коммерции», таких, как я, было много, а интересной работы — мало. Да и без связей в то время на высоокоплачиваюмую должность устроиться было практически невозможно.

Поэтому я пошла работать менеджером по продажам, задержавшись в этой сфере на 15 лет. Продажи — классная работа, если нравится то, что продаешь, если веришь в продукт и компанию. Вот только проблема заключалась в том, что многие частные компании работали нечестно: без трудоустройства или с зарплатой в конвертах. Некоторые и того хуже — с задержками по выплатам на четыре месяца. Такие моменты заставляли меня менять рынки. Впрочем, эти компании себя так сами и называли: кузница кадров.

Я — самозанятый. «Большинство творцов не умеют продавать, а иногда даже презентовать изделия»
Фото: Антон Буценко, 66.RU

«Случайностей не бывает»

Ближе к 40 годам люди начинают (осознанно или нет) подводить промежуточные итоги. Не знаю, кризис ли это среднего возраста, но ты понимаешь, что прошло, возможно, полжизни, и начинаешь анализировать: так ли ты хочешь прожить вторую половину отведенного тебе времени. У меня период этого анализа совпал с первой, самой суровой волной пандемии, когда размышления о жизни и так волновали каждого.

Это было время непонимания и растерянности. Но именно в этот кризисный момент я осознала, что хочу зарабатывать на том, что приносит удовольствие, — на творчестве. Но в тот момент понимания, что именно это будет за творчество, не было.

Поиски заняли время. Рождение идеи заниматься фьюзингом пришло во время обучения по программе «Акселератор творческих проектов», куда я пошла, чтобы найти свой путь и разложить в голове все по полочкам. На курсе мне попался классный тьютор, который помог понять, в каком направлении стоит двигаться дальше.

Страсть к фьюзингу у меня была давно. Еще 19 лет назад, гуляя по Стамбулу, я забрела в магазинчик, где торговали изделиями в этой технике. Меня тогда поразили фактура, цвета и орнаменты стеклянных изделий. Спустя пару лет я оказалась в Венеции — городе стекольных мастеров, где многообразие и великолепие сувениров и изделий в технике фьюзинг еще больше поразили воображение.

В России тогда и близко такого не было. Ни школ, ни курсов, да даже информации в интернете. Те единицы мастеров, которые занимались фьюзингом, были самоучками, и делиться опытом, взращивая конкурентов, в тот момент они не сильно стремились.

И вот когда спустя годы, на творческом акселераторе, я снова задумалась о фьюзинге и начала изучать, как изменилась эта сфера, обнаружила, что в 2019 году открылась первая школа фьюзинга в России. Основателем этой онлайн-школы была опытный мастер из Екатеринбурга, работы которой меня всегда впечатляли своим уровнем. «Случайностей не бывает», — подумала я и пошла учиться.

Тогда же я поняла, что у меня достаточно знаний и практического багажа из 15 лет работы в различных сферах, чтобы стать самозанятой. Наверное, это мечта каждого — не работать на дядю, иметь свободный график. Но у меня в этом списке сразу был пункт — сделать известный во всей России бренд, а не просто заниматься хобби.

Для того чтобы развивать этот бренд, работать под ним, нужна регистрация. Самозанятость — это то направление, которое государство будет поддерживать и развивать и давать возможности. А самым большим плюсом для меня было то, что можно зарегистрироваться и не платить налоги, пока ты не начал продавать. В то время как индивидуальные предприниматели платят огромные налоги вне зависимости от того, есть ли у них движение по счету.

Я — самозанятый. «Большинство творцов не умеют продавать, а иногда даже презентовать изделия»
Фото: Антон Буценко, 66.RU

«Фьюзинг — это дорого. На старте — очень дорого»

Фьюзинг переводится с английского как «спекание», «плавка», а мастеров, работающих в этой технике, называют художниками по стеклу. Потому что сначала нужно нарисовать проект, но вместо красок у мастера кусочки стекла, а вместо холста — лист стекла.

Вначале эскиз будущего изделия нужно нарисовать карандашом на бумаге. Затем вырезать из листа стекла нужную форму. Потом на эту основу выкладывается рисунок с помощью кусочков цветного стекла, которые заранее вырезаются стеклорезом и кусачками. Готовый узор нужно приклеить к основе, а затем отправить это в печь. Изделие в печи проводит сутки, потому что нагревание и охлаждение идут медленно. Само запекание происходит в муфельной печи при температурах в 760—820 градусов, а количество запеканий зависит от сложности изделия. Для простого достаточно пары раз, для создания тарелки нужно три-четыре запекания.

Фьюзинг — это дорого. На старте — очень дорого. Когда я оплатила обучение, то поняла, что нужна печь для отработки каждого урока, практика обязательна. Дома работать со стеклом сложно: печь занимает площадь в два квадратных метра. Плюс нужен стол, место для хранения материалов. Но главное — дома сложно обеспечить уединение для погружения в процесс творчества и экспериментов (а у меня кот и ребенок, которые требуют внимания) и безопасность (и кота, и ребенка кусочки острого стекла так и манят). Поэтому было решено арендовать помещение площадью в 16 м2.

Я — самозанятый. «Большинство творцов не умеют продавать, а иногда даже презентовать изделия»
Фото: Антон Буценко, 66.RU

Материалы для фьюзинга тоже стоят дорого. Моя печь — порядка 126 тысяч рублей, шлифовальная машинка — еще 21. Кроме того, нужны инструменты. Но дороже всего обходится само стекло, которое покупается листами размером метр на метр.

Стекла отличаются не только по цвету, но и по прозрачности: бесцветные, прозрачные, полупрозрачные с разводами, глухие или опаловые. Для создания красочных работ нужны все категории стекол в различных оттенках.

И если базовые цвета можно найти по цене примерно в 11 тысяч рублей за квадратный метр, то за красное и желтое стекло, в состав которых входят золото и серебро, цена поднимается до 16 тысяч за квадратный метр. А еще для работы нужно «элитное» дихроическое стекло, которое под разными углами освещения переливается и сверкает. Его секрет в том, что на заводе на поверхность стекла наносят слой оксидов драгоценных металлов, и один квадратный метр такого стекла стоит в районе 200 тысяч рублей, поэтому продают его небольшими частями размером с плитку шоколада.

С тех пор, в связи со специальной военной операцией, прайс на инструменты и стекло вырос в два раза — потому что во фьюзинге нет ничего российского, а импортозамещать эту отрасль никто не будет. Если пересчитывать мои расходы год назад на сегодняшние цены, то суммарно обучение, аренда помещения и закуп минимума материалов для старта работы обошлись бы мне в 500 тысяч рублей. И я, если честно, не знаю, рискнула ли бы заняться этим сегодня, если бы не сделала этого год назад.

Я — самозанятый. «Большинство творцов не умеют продавать, а иногда даже презентовать изделия»
Фото: Антон Буценко, 66.RU

«Скромность мешает зарабатывать»

Ценообразование — больной вопрос для многих мастеров, потому что совсем непонятно, как оценивать свой труд. Ориентироваться на коллег — плохая идея. Мастера могут абсолютно полярно продавать свои вещи: как слишком дешево, обесценивая свою работу, так и заоблачно дорого.

Вопрос ценообразования не обошел стороной и меня. Но в этом году я пошла на обучение Росатома. В Заречном, где сейчас живу, есть такая возможность. И там был финансовый блок, где по полочкам разложили ценообразование с учетом затрат и времени, с формулами и таблицами. Именно расчеты в этих таблицах, куда я внесла затраты и расходы, помогли понять себестоимость изделий. Исходя из этой цифры, стало проще ориентироваться — при каких ценах я буду работать в ноль, а при каких — начну получать прибыль. Тогда же стало понятно, что некоторые мастера занимаются благотворительностью, выставляя на свои изделия из-за скромности прайс, с которым они в итоге уходят в минус.

Вскоре с этим новым ценообразованием я приняла участие в ТЦ Veer в ярмарке народных промыслов и ремесел, которую проводит Свердловский областной фонд поддержки предпринимательства (СОФПП). Уникальность для самозанятых в том, что, пожалуй, это единственная ярмарка, где не нужно платить за участие.

Главной для меня целью в тот момент было понять реакцию людей на мои изделия. Ну, то есть я творю, мне нравится, семья и друзья тоже хвалят, а что скажут незнакомые люди — было загадкой. То, зачем шла, — получила. И реакция, и продажи показали, что я двигаюсь в правильном направлении.

Тогда я поняла, что мой опыт продажника — это бонус. Большинство творцов не умеют продавать, а иногда даже презентовать изделия. Важна не только красивая выкладка, но и наличие ценников, информация о материалах, так как людям не всегда комфортно что-то спрашивать или уточнять. А умение вежливо и грамотно общаться с покупателями — один из главных факторов успеха. К сожалению, многие мастера этого не понимают.

Я — самозанятый. «Большинство творцов не умеют продавать, а иногда даже презентовать изделия»
Фото: Антон Буценко, 66.RU

Такие ярмарки важны еще для того, чтобы сориентироваться в пространстве — кто твоя целевая аудитория, какая часть продукции пользуется спросом, что спрашивают покупатели, как реагируют на цены.

Вскоре я увидела на сайте СОФПП объявление о следующей выставке — «Ирбитской ярмарке». С одной стороны — хотелось закрепить успех первого опыта. С другой — смущала дальность поездки, но все хлопоты на себя брал фонд, и я решилась.

Про мероприятие и его масштаб я в тот момент вообще ничего не знала, но все же решила съездить. Мы поехали туда в первый день. Понятно, что продажи в выходные были бы выше, но целью нашей группы самозанятых было участие в конкурсе мастеров. В итоге мне вручили диплом за второе место в категории «Художественная обработка стекла». Для начинающего мастера, которого оценивали наравне с мастодонтами, такая награда — успех.

Я — самозанятый. «Большинство творцов не умеют продавать, а иногда даже презентовать изделия»
Фото: Антон Буценко, 66.RU

«Творчество это работа»

У каждой самозанятой творческой личности есть сомнения и страхи — правильным ли путем ты идешь, все ли осилишь. Ведь тебе одному нужно организовать закупку и доставку материалов, продумать дизайн упаковки и визиток, отснять продукцию, написать к ней сопроводительный текст, вести соцсети, заниматься рекламой. Тебя никто не заменит.

Чтобы всем этим заниматься, нужно постоянно проходить дополнительные курсы. Ну откуда у обычного человека знания в SMM и работе с маркетплейсами? На это обучение тоже уходит время, но без этих знаний ты не сможешь двигаться дальше и развиваться.

Да, кажется, что проще кого-то нанять, заплатить специалисту деньги, но, к сожалению, у большинства из самозанятых нет на это средств. Поэтому им нужно находить силы.

Но самозанятость — это все равно круто. Потому что есть возможность расти и развиваться. Если ты трудяжка, готов обучаться и создавать что-то стоящее — этим нужно пользоваться.

Творчество — это работа. Пока с фьюзингом я не вышла на самоокупаемость. Это тот бизнес, который требует затрат, но имеет хорошие перспективы. По моим расчетам, самоокупаемость — 1,5 года.

Я — самозанятый. «Большинство творцов не умеют продавать, а иногда даже презентовать изделия»
Фото: Антон Буценко, 66.RU
  • Вся важная информация для самозанятых Свердловской области — бесплатное обучение, меры поддержки, практикумы и разъясняющие материалы — на сайте selfemployed.sofp.ru.
  • Заем «Самозанятым». Физические лица, плательщики налога на профессиональный доход, могут получить в СОФПП заем на развитие своей деятельности по ставке, равной ключевой ставке ЦБ РФ, — на сегодня это 7,5% годовых, для самозанятых из моногородов — по ставке 3,75%. Максимальная сумма займа — 500 тысяч рублей. Средства предоставляются на срок до 24 месяцев.
  • Всю полезную информацию можно найти в телеграм-канале для самозанятых.
  • СОФПП — региональный институт развития, созданный для финансового обеспечения развития малого и среднего бизнеса. Сегодня фонд предоставляет комплекс финансовых и нефинансовых мер поддержки как регионального, так и федерального уровня. На базе фонда работают три центра и два представительства центров «Мой бизнес»: в Екатеринбурге, Нижнем Тагиле, Каменске-Уральском, Новоуральске и Ирбите. Они решают несколько задач: вовлечение людей в предпринимательство, бесплатное обучение, помощь в создании и развитии собственного дела, выход на экспортный рынок. Поддержка предпринимателей в Свердловской области осуществляется в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».